Русское художественное стекло. Художественные изделия из стекла: районы производства, особенности технологии и ассортимент История художественных изделий из стекла

Стекло на Востоке известно с древних времен. Британские археологи во время раскопок на территории древней Ассирии нашли стеклянные предметы, а вместе с ними и рецепты изготовления стекла. Стеклянные изделия делали уже в древнем Египте, Финикии и соседних странах. Многие техники того времени были переняты и использованы более поздними поколениями, некоторые из них удержались до позднего средневековья. Техника выдувания стекла, возникшая на рубеже старого и нового времени в Сидоне (ныне г.Сайда в Ливане), тогда важнейшем центре стекольного производства, уже в 8–9 вв. сделала возможным изготовление первых прозрачных тонкостенных сосудов самой разнообразной формовки. Формы для выдувания делалась либо из дерева, либо из глины.

Как правило, в основе стеклопроизводства лежали три основные техники: формование (когда стеклянную массу заливают в форму), выдувание и гранение (из куска стеклянной массы извлекают лишние части и поверхность обрабатывается шлифованием абразивным колесом, что позволяет имитировать хрусталь).

Сирийские стеклоделы выдували флаконы, чаши, колбы, иногда с налепленными нитями или орнаментами, вплавленными в толщу стекла наподобие рельефа. С помощью абразивного колеса была усовершенствована резьба по стеклу. Подобные сосуды – с вертикальными ребрами (типа каннелюр) изготовлялись в подражание предметам римского периода.

С возникновением мусульманского халифата ремесленники начинают расписывать стекло эмалевыми красками и золотом. На северо-востоке Сирии в городе Ракка, центре изготовления стекла и керамических изделий, уже использовали полихромный люстр. В дамасском музее представлено несколько сосудов, изготовленных в Ракке. В основном это сосуды без подставки, почти цилиндрической формы, с геометрическим и растительным орнаментом, украшенные люстром. Однако после нашествия монголов в 1259–1260 производство эмалированного стекла переместилось в Дамаск и Алеппо, где сохранялось вплоть до 14 в.

В Иране при династии Саманидов (9–10 в.) стала применяться сирийская техника обработки стекла. В 10 в. мастера начали использовать технику снятия части внешней поверхности изделия, как это делали камнерезы. Резной декор использовался в линейном геометрическом орнаменте. Подобный метод был популярен в Иране, Ираке и Египте.

В период с 12 по 15 вв. сирийские ремесленники во множестве изготовляют лампы, сосуды для вина и воды, чаши, фляги, стаканы из цветного стекла с пестрыми росписями, в том числе с каллиграфическими арабесками, сделанными золотом. Сирийское стекло с росписью эмалями стало предметом роскоши в Европе. Практически все восточное расписное стекло европейцы называли «дамасским», хотя в эту категория попадали как иракские, так и иранские предметы. Формы изделий 13 в. были чрезвычайно изысканными. Они были украшены лентообразным эпиграфическим декором, медальонами с символикой заказчика и даже фигурами людей и хищных животных. Иногда применялась эмаль, иногда позолота.

Наиболее распространенным видом стекла, изготовлявшегося в Сирии еще с древности, было так называемое «молочное», в состав которого входила смесь полевого и плавикового шпата. Ныне при использовании меньшего количества этой примеси получают опаловое стекло. Образцы изящных по форме сосудов молочного стекла сирийского производства представлены в коллекциях Эрмитажа и других крупных музеев. Шесть арабских ламп 13–15 вв., имеющиеся в коллекции Эрмитажа, демонстрируют высокий уровень развития этого вида искусства.

Во времена Аббасидов (749–1258) в иракских мастерских изготовляли стеклянные кубки с накладными нитями синего цвета, подчеркивающими край чаши, а также украшающими колоколообразное тело кубка. Еще во времена правления Омейадов стеклодувы иракского города Куфы первыми начали изготовлять стекло синего и сине-зеленого цвета.

Стеклянная посуда того времени разнообразна по форме: сосуды напоминают колбы, вдоль горл которых вьется стеклянная спираль. На широкой части колбы делалось изображение – иногда это сцена охоты, игры в поло. Вазы с широким расширяющимся вверх горлом обычно имеют несколько уровней орнаментации. Чаще всего это роспись цветной эмалью в виде лент, иногда с использованием эпиграфики. Изготовлялись большие колбы для кальянов, а также лампады. Старинные мечети Египта, Сирии, Ирака обладают огромными коллекциями дарственных лампад. Мода на подобные подношения приходится на 13–14 вв. В декоре этих лампад, изготовленных из цветного стекла, наряду с надписями и гербами можно увидеть растительные мотивы – многолепестковые розетки, узор из листьев, усиков и бутонов.

При Фатимидах (909–1171) получает распространение обработка природного горного хрусталя. Бируни , ученый-энциклопедист 11 в. писал, что в Басру (Ирак) ввозили необработанный горный хрусталь. О том, что в Египте изготовляли шедевры из горного хрусталя, писал персидский путешественник Насир-и Хосров (11 в.). Очень часто такие изделия имели оправу из позолоченного серебра. На изделия из хрусталя наносили надписи в стилекуфи , а также сцены битв животных. Из хрусталя делали уже не только декоративные сосуды, но и флаконы для медицинских снадобий, благовоний и сурьмы, шахматы.

Египетский историк Макризи (1364–1442) указывал, что в сокровищнице халифов династии Фатимидов (909–1171) хранилось около двух тысяч драгоценных хрустальных сосудов. Изделия египетских гранильщиков очень высоко ценились в средневековой Европе. В 1069 эта сокровищница была разграблена. Многие из ее предметов попали в Европу и хранились как реликварии в европейских соборах и частных домах.

Искусствоведы обычно выделяют среди лучших произведений этого рода два больших кувшина, находящихся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. На одном из них рельефной гравировкой среди крупных вьющихся побегов и полупальмет изображены большие хищные птицы. По своим формам и общему характеру декора художественное стекло Египта близко к сирийскому, но для него типичны крупные надписи с благопожеланиями, которые широкими поясами покрывают почти всю нижнюю часть сосуда.

Во времена мамлюков (1250–1390) стеклянные предметы стали украшать надписями в стиле насх , а также растительными орнаментами. Египетские мастера использовали технику «прищепов», когда горячее стекло схватывалось клещами в нескольких местах. Тогда же в Египте и Сирии появляются сосуды для «ароматов». Узкое горлышко позволяло выпускать жидкие ароматы каплями и не проливать драгоценную влагу при падении. Особо интересны сосуды из непрозрачного стекла с перистым рисунком. На самом деле техника изготовления подобных предметов является возобновлением производства по античным рецептам. Техника, в которой изготавливались подобные сосуды, заключалась в накручивании непрозрачных стеклянных нитей вокруг предмета и проката его на мраморной плитке, когда горячий предмет еще был присоединен к трубке для выдувания стекла. Инструментом, похожим на гребень, по поверхности стекла проводились линии, которые нарушали структуру обвитых стеклянных нитей. Затем поверхность сосуда сглаживалась на мраморной поверхности.

В сирийских изделиях айюбидского периода (1186–1462) излюбленной темой декорирования сосудов становятся фигуры людей, расположенные в медальонах. В мамлюкский период (1250–1517) эти рисунки вытесняются надписями и растительными узорами. Тогда же сосуды начинают украшать золотом и эмалью. Эмаль – стекловидная паста, цвет которой получается благодаря использованию металлических красителей, смешанных со стекловидным материалом. Зачастую сосуды снабжались затейливыми ручками на манер амфор. Но уже во второй половине 14 в. производство стеклянных изделий с позолотой и эмалью начинает приходить в упадок. Все попытки мамлюкского султана аль-Ашрафа Сайф ад-дина Ка"ит-бея (1468–1496) возродить их производство не увенчались успехом.

Крестоносцы буквально охотились за восточными предметами из стекла. В частности, они вывозили лампы, которыми оснащались мечети, и преподносили их в дар христианским монастырям и церквам. Следует отметить, что в этот период в деле освещения своих домов (и даже улиц) европейцы заметно отставали от арабов.

Культура и Образование

Резьба по двухслойному стеклу. В этой технике используется тонкая пленка цветного стекла, накладываемая поверх белой или прозрачной основы; на верхнем слое вырезается рисунок, сквозь который виден нижний слой. В викторианской Англии было популярно атласное стекло – молочное с пленкой чистого или цветного стекла, обработанного парами фтористой кислоты, а также стекло оттенков цветов персика, нанесенное поверх молочно-белой основы в подражание китайскому фарфору такой окраски. Изготовление камеи из стекла, которую ввели в практику римляне, а позднее богемские и английские стеклоделы, по сути является усложненной версией этой же техники, искусной рельефной резьбой по двухслойному стеклу, обычно непрозрачному белому или палевому, с темной основой.

Слоеное стекло. Слоеное стекло представляет собой усложненную форму резьбы по двухслойному стеклу. В этой технике последовательно накладываются несколько слоев стекла разного цвета, и затем на них вырезается рисунок так, чтобы были видны разные слои. В этой технике особенно успешно работали богемские и английские стеклоделы в 19 в.

Золотая фольга. Древние римляне заключали рисунки на золотой фольге между двумя слоями чистого прозрачного стекла; многие фрагменты этих изделий, в основном с христианскими сюжетами, были обнаружены в катакомбах. Позднее европейские ремесленники, особенно в Германии и Богемии, развили эту технику до уровня настоящего искусства.

Роспись эмалями. Росписи по готовому стеклу обычно выполняются плавкими красками, для закрепления которых изделие, как правило, подвергается повторному отжигу. Эта техника, изобретенная римлянами, в 10–14 вв. была доведена до совершенства сирийскими стеклоделами и с тех пор применяется во всех странах. Золоченое стекло расписывается коричневым оксидом золота по готовому стеклянному изделию, которое затем отжигается в муфельной печи.

Гранение. Простое гранение на гранильном станке применяется для огранки стекла или создания геометрических узоров с целью усиления его яркости и способности преломлять свет.

Гравирование. Нередко для создания более сложных и утонченных узоров, сцен, пейзажей, портретов и т.п. прибегают к гранению медным колесиком или гравировке алмазным наконечником. Современная техника гранения и гравирования восходит к концу 16 в., когда в Праге придворный ювелир императора Рудольфа II К.Леман возродил античные методы и приемы.

Травление. Рисунок вырезается инструментом на загрунтованной воском или битумом поверхности и затем вытравливается фтористой кислотой и фтористым аммонием, или же протравливаются отдельные участки, оставленные незакрытыми защитным слоем. Этот процесс был известен в 17 в., но мало использовался до 19 в.

Пескоструйная техника. Узор гравируется на поверхности, частично защищенной трафаретами или асфальтом, струями кварцевого песка, выдуваемого с силой через форсунку сжатым воздухом. Этот процесс был изобретен в Америке в 1860-х годах, но использовался в основном для массовой продукции и рисунков на архитектурных деталях.

См. также СТЕКЛО.

Найти "СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ " на

Студия художественного стекла в Сочи является одной из достопримечательностей курорта, которую хочет посетить каждый турист. Здесь же можно ознакомиться с процессом изготовления художественных стеклянных изделий на чешских стеклодувных печах. Я давно хотел посетить эту студию, а тут, как раз праздники и письмо от руководителя студии с приглашением, ну как можно отказаться! Слава Богу в праздничные дни пробки в городе небольшие и до форелевого хозяйства, рядом с которым находится мастерская и магазинчик этой студии, мы доехали из центра Сочи за час. Небольшая экскурсия по торговому залу только подтвердила правильность поездки сюда. Сложилось стойкое впечатление, что возможности мастеров ограничены только их фантазией. Начиная от "классических" изделий из стекла и заканчивая уж совсем неожиданными фигурками спортсменов, врачей (да-да, например, почти полный стоматологический кабинет, даже с пациентом и бормашиной!), работниц стрип-клубов и гаишников. Затем нас запустили в саму мастерскую. Помещение немногим меньше торгового зала, но это и понятно - когда кусочек раскалённого стекла вытаскивают на длинной трубке из печи, то нужно пространство для его "транспортировки" к месту работы. Но это для крупных изделий. А сбоку примостился мастер, который делает небольшие изделия, типа тех самых фигурок, котиков, знаков зодиака, цветы и т.п. Попробуйте угадать, что начал делать мастер?
А я пока о печке расскажу. Сама печь, можно сказать, заморская, из Чехии. Причём и монтировал её чешский специалист. Несмотря на то, что вид у неё несколько старомодный, это современное изделие с электронным управлением. Температура в печи поддерживается постоянно на уровне 1200 градусов. Что интересно, печь работает от ремонта до ремонта, т.е. круглосуточно. Штатный останов печи длится около трёх суток. Если её просто выключить, то она разрушится. Так, а сейчас есть какие-либо мысли о том что выйдет из-под рук мастера?
Готовые изделия ставят в ещё одну печь. Там рабочая температура существенно ниже, в районе 400 градусов. Эта печь на ночь выключается и к утру температура в ней понижается до 70 градусов. Таким образом изделия в ней проходят закалку и температура в них снижается постепенно. Маленькая подсказка - это лапка делается
А вот таким высокотехнологичным устройством фиксируется положение лапки
А это заготовка под очередную лапу
А это её формируют
Несмотря на то, что весь процесс проходил у меня на глазах, я так и не понял в какой момент лапка становится лапкой. Вроде бы вот только это было что-то эдакое толстобесформенное и, раз, уже вполне нормальная лапка
Процесс
Финальный нагрев перед тем как поставить будущего муравья на ровную поверхность и выровнять лапки на плоскости
После этого тушка ставится во вторую печь на закалку. Голову ребята делали отдельно. Я в этот момент отвлёкся на мастера, делающего маленькие изделия и поймал только уже финальную фазу, когда голову клали в печь на закалку. На следующий день голову муравья приклеят к тушке. Кстати, а кто-нибудь сможет сказать какой цвет будет у этого муравья? Милые котики, не правда ли А вот как их изготавливают

Процесс диффузного напыления - о, какие слова знаю!

Почти готово Пожалуй, на этом можно и закончить рассказ о мастерской художественного стекла. Вот для финала печка с её 1200 градусами тепла для сугрева

Художественное стекло Spectrum Glass используют для изготовления классических витражей, витражей в стиле Tiffany, фьюзинга, а также для декоративного оформления интерьеров, окон и межкомнатных дверей.

Продажа художественного стекла ПРИОСТАНОВЛЕНА!

Художественное стекло Spectrum Glass объединяет уникальную комбинацию традиционных методов ручной работы и современной технологии производства стекла.

Компания «Стекло и стеклоизделия» — официальный дилер Bohle AG в России. Поставка инструмента во все регионы России!

Компания Spectrum Glass Company, Inc. находится в городе Вудинвиль (Woodinville), штат Вашингтон, США. Компания была основана более 20-ти лет назад. Выпускает свыше 300 сортов витражного художественного стекла под торговыми марками Spectrum®: Waterglass®, Baroque, Crystal Opal, Home Collection, OpalArt™, Pearl Opal, Rough Rolled, Spirit™, System 96®, а также иризированное, многоцветное и узорчатое (фактурное) цветное стекло. Spectrum Glass является разработчиком системы совместимости стекла, которая называется System 96.

В отличии от обычного оконного стекла, которое совершенно гладкое, художественное стекло Spectrum Glass имеет эстетические «недостатки». Эти эффекты подражают листовому стеклу ручной работы прошлых столетий.

Прайс-лист на художественное стекло Spectrum Glass (США). В ассортименте более 300 видов стекла. Размеры листов 1220 х 610 мм и 1220 х 510 мм

Продажа Художественного стекла ПРИОСТАНОВЛЕНА!

Художественное стекло Spectrum Glass имеет форму волн и рифлений, случайные воздушные пузыри и многие другие естественные рельефы. В природе не существует двух идентичных листов стекла.

Художественное стекло Baroque создано путем объединения стекломассы разных составов. Различные стекла взаимодействуют друг с другом, создавая артистические трехмерные водовороты в размерной циркулирующей структуре и ярком цветном контрасте.

Это один из видов художественного стекла Cathedral, объединенных с белым опаловым стеклом, чтобы создать разноцветный лист. Возможны с различными степенями световой передачи.

Spectrum Glass Atrique

Серия художественного стекла Atrique заново воссоздает дух и характер выдувного старинного стекла, изобилует дефектами поверхности, характеризующими выдувное стекло. Художественное стекло Artique объединяет блестящие поверхностные характеристики, легкое преломление и тонкое, но определенное второстепенное искажение.

Стекловарение -- одна из древнейших технологий в материальной культуре, но сравнительно молодая отрасль промышленности. Основное сырьё при получении наиболее у потребимых видов стекла -- кремнезём. Варка стекла в настоящее время производится по нескольким методам, но общими для них являются достаточно строгие технологические параметры, основными из которых являются условия высокой чистоты производства и управляемый высокотемпературный режим, подразумевающие наличие соответствующего оборудования и инструментария. Продукты стеклоделия всегда имели и будут находить применение во всех областях деятельности человека.

Художественное стекло - готовые изделия и заготовки из стекла, выполняющее художественно-декоративные и прикладные функции (посуда, вазы; ювелирные изделия и бижутерия; светильники; витражи и смальтовые мозаики, различные архитектурные детали и декоративные композиции, мелкая пластика, скульптура). Художественные стеклянные изделия могут быть уникальными, ручной работы, но шире распространены художественные изделия массового (заводского) производства.

Уже более пяти тысячелетий люди знают и используют стекло. По версии ученых, с искусственным стеклом впервые столкнулись гончары: при обжиге изделия из глины, на него могла попасть смесь соды и песка, образовав на поверхности глазурь. Согласно другой легенде, со стеклом впервые столкнулись купцы во время путешествия по Аравийской пустыне. Одним из товаров, которым торговали купцы, была сода. На ночь купцы поставили мешки с содой возле огня, защитив, таким образом, костер от ветра. А утром, к удивлению купцов, сода превратилась в стекло.

Хотя это всего лишь легенда, ученые считают, что при некоторых обстоятельствах такое вполне могло случиться. Температура плавления песка 1710 °С, но при добавлении соды она снижается до 720 °С. Эту легенду подтверждает и интересная находка археологов в Месопотамии - бусы из стекла (примерно 2450 года до н.э.), которые изготовлены из осколков стеклянной глыбы путем обработки с помощью камней. По данным ученых, стекла изготавливали еще египтяне и жители Востока, в III-IV тысячелетии до н.э.

Раньше стекло варилось в горшках, подобно обычному супу, на костре или в печи. В емкость помещали шихту - смесь песка, соды, золы и различных примесей (мел, доломит, полевой шпат). Будущие свойства стекла, такие как прочность, прозрачность, стойкость к химическим веществам и цвет, сильно зависели от качества и способа приготовления шихты. Например, для получения непрозрачного, мутного стекла использовали смесь из песка и соды. Такое стекло растворялось в обычной воде, но если к этому составу добавляли глинозем, то прочность и твердость стекла, его стойкость к химическим веществам, температуре увеличивалась.

Первое стекло, полученное человеком, было непрозрачным. Такое стекло у египтян имитировало камни - малахит, бирюзу. Люди постоянно экспериментировали с составом стекла, вводили в него новые ингредиенты - оксиды свинца и олова, соединения марганца и кобальта (как красители). В древности египтяне использовали два метода обработки стекла: пластическое формование и прессование. С помощью этих методов сначала изготавливали небольшие изделия. Цветное стекло возникло примерно в 1200 год до н.э., когда люди стали добавлять в состав будущего стекла красители. Добавляя в состав медь и железо, получали голубое, зеленое и бирюзовое стекло. Позже, в начале нашей эры, в состав стекла стали добавлять кобальт, для получения синего цвета стекла.

В древние времена стекло казалось людям чем-то чудесным и невероятным, ведь оно обладало противоречивыми свойствами, было мягким и пластичным в расплавленном состоянии и твердым, блестящим после застывания. К тому же, стекло было создано землей и огнем. Поэтому в те времена стекло стоило дороже серебра и золота, а умение его получать считалось настоящим искусством. По легенде, во временя римского императора Тиберия (42 год до н.э.), один мастер поплатился жизнью за то, что раскрыл секрет изготовления небьющегося стекла. Император не желал, чтобы стекло обесценилось.

Постепенно совершенствовались методы работы со стеклом. При раскопках городов Древней Италии (Помпеи, Геркуланум), которые были разрушены извержением Везувия в 79 году н.э., были найдены стеклянные полы из мозаики, фрагменты настенных витражей, куски матового стекла.

Значительные изменения в технологии производства стекла произошли на рубеже нашей эры: появились бесцветные стекла, а также выдувные изделия. В I веке н. э. изобрели стеклодувную трубку для создания посуды. Забавно, но за тысячелетия инструмент стеклодува остался практически неизменным: и тогда, и сейчас мастера используют длинную трубку из железа, покрытую деревом, с одной стороны которой находится мундштук, а с другой - утолщение для набирания стекла грушевидной формы. Стеклодув нагревает конец трубки и окунает его в расплавленное стекло, которое образует на конце трубки горячий ком. Затем мастер быстро вынимает из печи трубку и сразу начинает дуть в нее со стороны мундштука. В стеклянном коме образуется полость, которая увеличивается по мере вдувания воздуха. Таким образом, можно изготавливать почти любые стеклянные изделия - и мелкую посуду (вазы, чаши, блюда, кубки), и большие стекла для зеркал.

Пик развития стеклоделия в Европе пришелся на V-VII века. Центром мирового стеклоделия стала Византия. Именно здесь стали создавать не только прекрасные сосуды, но и смальту, составные части мозаику, которые представляют собой куски цветного непрозрачного стекла.

В начале XIII века венецианские стеклоделы стали обладателями важнейших тайн ремесла, раскрытых благодаря привезенным из Константинополя образцам. С тех пор стеклянная промышленность Венеции стала развиваться быстрее. Но мастерам было не просто, хотя у них не было конкурентов во всей Европе, они постоянно находились под контролем властей. Правительство запрещало вывозить материалы для приготовления стекла за границу и разглашать секреты производства. Если стеклодел пытался покинуть Венецию, ему грозили серьезные неприятности - от тюрьмы до смертной казни. В конце XIII века стеклоплавильные горны перенесли за черту Венеции, на остров Мурано, где и родилось знаменитое «муранское» стекло. Оно быстро завоевало большую популярность. «Муранское» стекло чрезвычайно ценили европейцы уже в XV веке, его подносили важным персонам в качестве драгоценного дара.

Мировую славу «муранское» стекло приобрело в XVI веке, и до сих пор ее сохраняет. До нашего времени дошли произведения итальянских художников того времени - их картины, на которых изображена венецианская посуда. Даже на картинах видно, насколько эта посуда невесомая, чистая, прозрачная - остается только восхищаться стеклодувами того времени. Они могли создать сосуды для жидкостей в виде птиц, животных, рыб, насекомых. Сейчас эти сосуды занимают почетное место в западноевропейских музеях. На стекле мастера делали украшения в виде капель пузырей, розеток, края изделий делали волнистыми, украшали птичьими и звериными элементами. Используя разнообразные техники, венецианские мастера изготавливали сосуды и другие изделия: позолоченные, расписанные эмалями, украшенные стеклянными нитями, изделия с узорами в виде трещинок (кракле).

В XVI веке одновременно с развитием стекольного производства в Венеции, начинается его развитее в Испании, Португалии, Нидерландах, Франции, Англии, Германии. И в XVII веке постепенно нежное венецианское стекло вышло из моды, уступив место тяжелому стеклу Богемии и Силезии.

В начале XVII века во Франции изобрели новый метод создания стеклянных изделий - отливку стекла на медных плитках с дальнейшей прокаткой. В это же время, стали применять обработку стекла травлением (смесь шпата с серной кислотой), началось развитие производства стекол для окон и оптики. А что же знаменитое «муранское» стекло? К сожалению, в конце XVII - начале XVIII веков, стеклодельные цеха на острове были разрушены французскими оккупантами. Возродилось производство венецианского стекла лишь в середине XIX века, благодаря адвокату Антонио Сальвиати, который при поддержке других поклонников старины возобновил работу Муранского завода. С тех пор завод успешно работает, выпуская изделия, которые пользуются большой популярностью в мире. Стеклянные изделия с авторским клеймом Муранского завода с каждым годом ценятся все выше, особенно среди коллекционеров, посещающих европейские аукционы.

На Руси стеклоделие еще с древних времен было на высоте. Правда, первый стеклянный завод открылся только в1635 году в Подмосковье. С открытия завода шведом Елисеем Кохтом и началось официальное основание русского стеклоделия. Когда закончилась 15-летняя привилегия Кохта на изготовление стеклянных изделий, тут же появилось несколько аналогичных заводов других предпринимателей, но все эти начинания не имели поддержки, и ожидаемого развития стеклоделия в России не случилось.

Лишь в начале XVIII века, Петром Великим были утверждены поощрения для стеклоделов, они стали посылаться для обучения за границу и т.д. Это привело к оживлению в сфере производства стекла. Именно царь Петр Великий открыл два стеклянных завода под Москвой и Петербургом, пригласил на работу мастеров из Германии. С этого периода стеклоделие в России стало постоянно развиваться.

В XVIII веке в России популярными стали расписные стеклянные изделия из молочного и опалового стекла. Их раскрашивали эмалью, изображая цветы или сюжеты. Позже, в начале ХIХ века, популярность приобрели изделия из свинцового хрусталя с алмазной гранью. Их выпускал стекольный завод Петербурга. На заводе выпускалась не только красивая посуда, но и вазы, светильники.

В 1902 году Эмилем Фурко был внедрен метод машинной вытяжки стекла. Из печи стекло вытягивали в виде непрерывной ленты через прокатные валки. Далее его охлаждали и разрезали на листы. Другим методом изготовления стекла был флоат-метод, изобретенный в 1959 году фирмой «Пилкингтон». Заключается он в следующем: из печи плавления стекло поступает в виде плоской ленты, проходит через ванну с расплавленным оловом, затем происходит охлаждение и отжиг. Преимущества этого метода: отсутствие оптических дефектов стекла, постоянная толщина листа, высокое качество поверхности стекла, делающее полировку не нужной. Метод также позволил задавать некоторые свойства стекла во время его производства.

Даже сейчас все стеклянные предметы изготавливаются все теми же способами: выдуванием, литьем и прессованием. Ремесло стеклоделов наиболее востребовано в дизайне предметов: ведь возможности стекла (пластические, технологические, фактурные, цветовые) почти безграничны, дают возможность реализовывать самые разнообразные идеи авторов. Источником вдохновения для многих дизайнерских фирм служат, кончено, старинные мотивы. Стекло сегодня - это не только светильники и люстры, но и интересные детали интерьера (ручки мебели, выключатели и т.д.)