Основные цели регулирования внешнеэкономической деятельности. Цели государственного регулирования ВЭД

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Система правового регулирования международных экономических отношений. Особенности модернизации российского права. Участие Российской Федерации в Таможенном союзе. Лицензирование как способ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    дипломная работа , добавлен 06.11.2014

    Особенности государственного регулирования внешней торговли. Характеристика квотирования и лицензирования как нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности. Описание специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2011

    Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и их классификация. Цели и задачи введения нетарифных мер. Меры прямого ограничения, квотирование, лицензирование, таможенные и административные формальности, иные нетарифные методы.

    презентация , добавлен 18.05.2010

    Квотирование как нетарифный метод ограничения внешнеэкономической деятельности. Порядок лимитирования экспорта-импорта товаров и распределения импортных квот. Проблемы, связанные с квотированием импорта товаров в условиях деятельности Таможенного союза.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: таможенный режим, квотирование, валютное регулирование. Таможенное регулирование в России. Понятие валютного регулирования и валютного контроля. Транзитный и текущий валютный счет.

    шпаргалка , добавлен 28.10.2013

    Понятие, сущность и содержание государственного регулирования внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности в Российской Федерации. Совершенствование структуры экспорта и импорта страны. Целевые индикаторы внешнеэкономической политики до 2020 года.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Понятие государственного регулирования. Направления, формы, методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Влияние этих методов на рынок России.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2011

Государственное регулирование ВЭД представляет собой систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, осуществляемых уполномоченными на то органами государственной власти и направленных на достижение намеченных целей.

Как правило, цели государственного регулирования ВЭД устанавливаются и закрепляются государством на законодательном уровне. В Российской Федерации они были закреплены первоначально в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" 1995 года, а в настоящий момент - в действующем Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" 2003 года.

Сформировавшийся на данный момент механизм государственного регулирования ВЭД нацелен на:

Защиту экономического суверенитета;

Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации;

Стимулирование развития национальной экономики при осуществлении ВЭД;

Обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

Защита экономического суверенитета. Понятие экономического суверенитета производно от категории государственного суверенитета и означает полноту государственной власти в системе внутриэкономических отношений и участие в международных экономических отношениях в соответствии с принципом суверенного равенства государств.

Объективная тенденция интернационализации хозяйственной деятельности, активизация участия Российской Федерации в международном разделении труда создают почву для более полного взаимопроникновения российской экономики и мирового хозяйства.

Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации . Государственное регулирование ВЭД нацелено на поддержание экономической безопасности Российской Федерации, под которой понимается обеспечение такого состояния российской экономики, которое гарантировало бы достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года N 1300, в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 года N 24) закреплено, что «обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства». При этом особо отмечается необходимость усилить защиту интересов отечественных производителей «в условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг».

Стимулирование развития национальной экономики при осуществлении ВЭД . В последнее время внешняя торговля проявляет себя как динамично развивающийся сектор российской экономики, о чем свидетельствуют данные внешнеторговой и таможенной статистики.

Государственное регулирование ВЭД нацелено на прогрессивные изменения в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации. На достижение этой цели ориентирована внешнеторговая политика Российской Федерации - целенаправленная деятельность государства по регулированию международного товарообмена (объема, структуры и условий экспорта, импорта и транзита) путем установления соответствующего внешнеторгового режима. Она направлена на обеспечение:

Наилучших условий доступа российских товаров на мировые рынки;

Эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров;

Доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено);

Благоприятного платежного баланса страны;

Повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

Соблюдения принципа взаимности - благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

Обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

Внешнеторговое регулирование нацелено на активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по торгово-экономическим вопросам, сотрудничеству в таможенной сфере и т.д.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (раздел IV) в качестве важнейших задач во внешнеэкономической сфере названы следующие:

Создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

Расширение рынков сбыта российской продукции;

Формирование единого экономического пространства с государствами - участниками СНГ.

Государственное регулирование ВЭД может быть направлено на решение макроэкономических задач (стабилизация национальной экономики, обеспечение устойчивого роста, решение острейших социально-экономических задач и др.), а также экономических задач на микроуровне (т.е. на уровне хозяйствующих субъектов, участников внешнеэкономической деятельности).

Таким образом, исходя из положений ст. 1 ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» целями государственного регулирования ВЭД является:

Формирование правовой основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

Определение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации;

Правовое регулирование отношений в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также отношений, непосредственно связанных с такой деятельностью;

Правовое регулирование особенностей вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию, в том числе с поставки или закупки, продукции военного назначения, разработки и производства продукции военного назначения;

Правовое регулирование особенностей государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

    Цели, принципы регулирования ВЭД.

    Органы государственного регулирования ВЭД в РФ.

    Организация негосударственного регулирования ВЭД.

    Таможенно-тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД.

    Методы стимулирования экспортного производства.

1. Цели, принципы регулирования вэд.

Правовое регулирование ВЭД - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:

международными правилами и нормами, подписанными РФ, международными договорами России с другими странами:

национальным законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.

Создание системы правового регулирования ВЭД - длительный процесс, который несет на себе отпечаток развития, как национальной экономики, так и международных обязательств РФ.

К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие: "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности": “О валютном регулировании и валютном контроле”; “О таможенном тарифе”; “Об иностранных инвестициях”; “Таможенный кодекс Российской Федерации”.

Основные цели национального законодательства по ВЭД:

Использование ВЭС как инструмента ускорения развития отечественной экономики и повышение ее конкурентоспособности на мировом и внутреннем рынке (лицензии, патенты, новые технологии, знаний);

Содействие экспортерам в выходе на мировой рынок и защита их интересов на м/н уровне (организационно, финансово, информационно);

Создание и поддержание благоприятного режима сотрудничества с международными организациями и государствами.

Основные принципы:

Единство внешнеэкономической и внутренней экономической политики;

Единство систем госуд. и негосуд. регулирования и контроля за его реализацией;

Приоритет экономических методов регул. ВЭД над административными;

Четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в управлении ВЭД;

Обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Конституция Российской Федерации закрепляет общие положения по разграничению полномочий между Федерацией и Субъектами Федерации. В соответствии со статьей 71 (пункты "к", "л") "внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира", "внешнеэкономические отношения Российской Федерации" находятся в ведении Российской Федерации. К совместному ведению Федерации и субъектов относятся: "координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации" (пункт "о" части 1 статьи 72).

Субъекты федерации

Компетенция субъектов Российской Федерации определяется в соответствии со статьями 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и ее субъектами, соглашениями о разграничении полномочий в области внешнеэкономических связей, которые заключаются Правительством Российской Федерации с правительством субъекта Российской Федерации.

Государственные власти области заключают соглашения в сферах торговли, экономического и научно-технического сотрудничества, в области культуры, спорта и образования, здравоохранения, туризма, курортного дела и других сферах, находящихся в компетенции области.

Следует отметить, что обычно соглашения субъектов Федерации с иностранными партнерами носят "рамочный" характер. В таких соглашениях определяются направления и принципы сотрудничества. Никаких конкретных обязательств из таких соглашений не возникает. Более того, данные соглашения предусматривают, что для их выполнения будут заключаться договоры между юридическими лицами и (или) гражданами обеих сторон.

Что касается соглашений, которые заключаются субъектом Федерации как субъектом публичной власти в целях установления принципов сотрудничества с иностранным партнером по определенным вопросам, то к такого рода соглашениям международное частное право неприменимо. Порядок заключения, изменения, исполнения и прекращения данных соглашений субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами должен регулироваться федеральным законодательством и принимаемым в соответствии с ним законодательством субъектов Федерации о соглашениях субъектов Российской Федерации с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств.

Если соглашение с иностранным партнером заключается субъектом Федерации по поводу имущественных отношений и из такого соглашения возникает конкретное обязательство (например, передать какое-либо имущество), то ответственность по данному обязательству должен нести субъект Федерации, исходя из положений Главы 5 Гражданского кодекса Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по таким обязательствам ее субъекта за исключением случаев, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по его обязательствам.

Если же субъект Российской Федерации, заключая соглашение с иностранным партнером, нарушает нормы международного права, международно-правовые обязательства Российской Федерации, то международно-правовую ответственность за такие действия субъекта Российской Федерации будет нести Российская Федерация как субъект международного права.

Государственное управление внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельностью - это система экономических, политических и административных мер, которые осуществляют государственные органы власти по усилению и распространению участия страны в международном разделении труда для оптимизации структуры потребления и увеличения результативности общественного производства. Это управление является составной частью механизма, воспроизводства национального экономического потенциала и является одним из главных объектов государственного управления национальной экономики наравне с технологической, воспроизводственной, территориальной и отраслевой ее структурой, социальными отношениями, научно- техническим прогрессом, окружающей среды и др.

Экономическая стратегия государства определяет трансформацию приоритетов и инструментов государственного вмешательства в экономику для реализации его политической стратегии. Она характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в самом общем виде для долгосрочного периода. Принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических задач в текущем периоде конкретизирует его экономическая политика.

Основные цели, задачи, принципы и инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». К важнейшим целям государственного регулирования относятся: использование внешнеторговых связей для ускорения создания в России рыночной экономики; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство внешней и общей экономической политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов; обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции Центра должны находиться такие важнейшие вопросы: разработка федеральных программ, защита экономического суверенитета страны, разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД, заключение международных договоров и др.

Субъекты Российской Федерации в свою очередь правомочны: осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству, контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы и др. (Рис.1.1)

Рисунок 1.1 Компетенция Федерации и её субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности

Общие цели стратегии государственного управления внешнеэкономической деятельностью определяются в зависимости от остроты определенных проблем, которые возникают в хозяйственной и социальных сферах. Это, к примеру, преодоление кризиса экономики, потребность структурного преобразования производственного запаса, защита отечественного производителя, повышение занятости, борьба с инфляцией, оздоровления платежного баланса и т.д. Достижение конкретных целей и устанавливает определенные направления, формы, объёмы государственного управления внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности.

Суть государственного управления внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, обеспечивающее оптимальную реализацию коллективных, и личных и государственных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в определенном отрезке времени и на перспективу на основе права, общепринятых мировых норм и правил.

Механизм управления внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности является конкретной системой правил, инструментов и способов регулирования отношений, в которые вступают субъекты ВЭД. Эта система включает 3 главных блока: принципы регулирования; совокупность определенных способов и инструментов управления; институционно-правовые структуры.

Принципы государственного управления ВЭД в Российской Федерации, следующие:

  • · защита государством законных интересов и прав участников ВЭД, а также законных интересов и прав российских потребителей и производителей товаров и услуг;
  • · недискриминация и равенство участников ВЭД;
  • · единство таможенной территории РФ и взаимность в отношении другого государства;
  • · обеспечение и осуществление возникающих из международных договоров прав Российской Федерации и выполнения обязательств РФ по международным договорам; выбор мер государственного управления ВЭД, гласность в разработке, применении и принятии мер, объективность и обоснованность использования этих мер;
  • · исключение неоправданного вмешательства государства или ее органов во ВЭД и нанесение ущерба экономике России и участникам;
  • · обеспечение права на обжалование в судебном или другом установленном законом порядке незаконных действий;
  • · единство системы и использования методов государственного управления на всей территории РФ.

Выделяют 2 вида главных принципа международного экономического сотрудничества, определяющие характер и формы государственного управления международных экономических отношений страны на общегосударственном уровне: протекционизм и свобода торговли. Они применяются в международных экономических отношениях в самых различных сочетаниях.

Протекционизм - это государственная политика защиты внутреннего рынка от зарубежной конкуренции, которая осуществляется через высокие ставки таможенного тарифа на провозимые товары через границу, а еще через такие нетарифные ограничения, как валютные и количественные ограничения импорта товара. Чрезмерный протекционизм приведет к резкому падению результативности производства национальных компании, уменьшению конкурентоспособности провозимых товаров.

Свобода торговли - означает исключение ограничений во внешнеэкономических отношениях. В крайней мере для стран с развивающей экономикой это приведет к уничтожению национальной экономики конкурентами из стран с развитой экономикой. Вследствие чего, вечной проблемой этого является дилемма: протекционизм - свобода торговли, в рамках чего и колеблется внешнеторговая политика, которую осуществляет комбинация двух подходов.

Комплекс определенных экономических инструментов государственного управления включает: валютные курсы; таможенные тарифы; субсидии; импортные и экспортные квоты и лицензии; систему установления цен на импортно-экспортные товары. Более подробно они описаны во втором параграфе первой главы. Институционно-правовые структуры составляют: разные национальные и международные акты, соглашения, договоры, правила, нормы, обычаи и т.д., регулирующие порядок проведения международного экономического взаимодействия.

Эффективность механизма управления внешнеэкономической деятельности может быть оценена с помощью следующих критериев:

  • 1) Действенность распределения и применения имеющихся национальных экономических запасов с точки зрения обеспечения применения услуг и товаров населением страны;
  • 2) Воздействие системы управления привлечение инвестиций, на рост экономического потенциала;
  • 3) Обеспечение занятости населения;
  • 4) Распределение доходов между субъектами ВЭД, как на национальном, так и на международном уровне;
  • 5) Стабильность цен;
  • 6) Качества жизни в обществе;
  • 7) Экономическая безопасность страны.

Механизм управления международных экономических отношений состоит из 2-х связанных между собой элементов: национального и международного. Потому механизм государственного управления ВЭД на национальном уровне находится под определенным воздействием международных рычагов.

Изучая государственное управление внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности как определенную систему, при рассмотрении ее структуры уместно выделить 4 главных элемента:

Во-первых, главным элементом, который определяет результативность работы всей системы государственного управления ВЭД, является реализация и выработка внешнеэкономической стратегии. В основе внешнеэкономической стратегии РФ лежит непрерывный процесс сложного приспособления структур отраслевой, технологической, организационной и других сфер экономики к более динамичной по своей природе структуре мирового хозяйства;

Во-вторых, так называемые «технологические» элементы системы регулирования внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности, то есть экономические инструменты, которые в зависимости от способа применения подразделяют на инструменты непрямого и прямого действия. При этом к инструментам прямого действия относятся: непосредственный контроль государства за внешнеэкономическими процессами (управление количественными объёмами импорта/экспорта, управление цен на импорт/экспорт товаров и услуг, установление валютных курсов и т.д.); целевые государственные затраты (например, на создание инфраструктуры в свободной экономической зоне); законодательное регулирование. К непрямым инструментам можно отнести налоговую политику, которая оказывает влияние на платежеспособность населения и объемы производства, рост сбережений ведет к увеличению отложенного спроса, снижение курса национальной валюты создает интерес в экспорте товаров и т.д.

В-третьих, важную роль в процессе государственного управления внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности играют различные стандарты и технические нормы. Международные стандарты - предложения международных специализированных организаций, которые устанавливают общие для похожих товаров, проводимых в различных странах, требования к этим товарам или процессам их производства либо применения. В отличие от национальных стандартов не все международные носят обязательный характер для их применения, однако использование международных стандартов повышает способность товаров конкурировать на международных рынках. Мировые стандарты разрабатываются и рекомендуются к использованию, а именно, Международной организацией по стандартизации ООН, а также большим количеством иных специализированных организаций. Мировые стандарты увязывают входные и выходные параметры изделий различных производителей, которые призваны работать в едином комплексе.

В-четвертых, это валютно-финансовые регулирование, осуществляемое государством через реализацию и выработку валютной политики, представляемую комплексом мер правового, экономического и организационного характера, которые проводятся центральными финансовыми учреждениями, государственными органами и национальными (государственными) банками, а также международными валютно-финансовыми организациями в области валютно-кредитных отношений. Валютная политика государства является составной частью его внешнеэкономической политики, важнейшим средством, который содействует включению экономики страны в мировое хозяйство. Это достигается проведением различных мер по управлению валютно-кредитных и расчетных отношений страны и ее субъектов (валютные ограничения, скупка или продажа валют Центральным Банком на валютном рынке, увеличение или уменьшение учетных ставок, ограничения динамики курса национальной валюты конкретным лимитом, установление «коридора», его повышение или уменьшение). Изменение валютного курса влияет на динамику импорта/экспорта страны.

Этот Закон содержит основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности:

1) преобразующая (а не только сугубо регулирующая) деятельность государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, под которую подстраивается вся системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением.

На современном этапе развития государство стремится регулировать развитие внешней торговли не административными запретами и ограничениями, а путем создания благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеэкономических операций, которые способствуют повышению эффективности национальной экономики, реализации тех или иных задач социально-экономического развития страны. В то же время для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия.

Административные меры могут использоваться только в том случае, если с помощью иных (т.е. экономических) методов невозможно достигнуть поставленных целей. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭД. Но эффективность их использования имеет определенные рамки. В периоды значительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства (и об этом свидетельствует зарубежный опыт) в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования экспортно-импортных операций.

Однако активное применение административного регулирования ни в коем случае не должно сводиться к использованию наиболее жестких инструментов репрессивного характера. Важно задействовать весь разработанный мировой практикой арсенал таких средств (в зарубежных странах применяются десятки видов лишь квотирования и лицензирования) и создать с их помощью комплексную систему управления внешнеэкономическими операциями. Ее целью должно быть не столько ограничение торговли, сколько контроль за ее развитием

Поэтому использование административных инструментов сочетается в России с общепринятыми в мире правилами регулирования ВЭД. В частности, в России декларировано установление таких инструментов в качестве временных; предусмотрены распространение положений соответствующих документов на всех торговых партнеров (исключения возможны лишь в отношении развивающихся стран) и возможность изменять процедуру регулирования только на основе публикуемых законодательных актов.

1) По мере укрепления рыночных отношений основными субъектами ВЭД должны стать самостоятельные предприятия любых форм собственности, действующие в рамках закона под свою ответственность. Главная же задача государства - всемерное содействие и облегчение ВЭД этих субъектов. Без мощной поддержки государства - торгово-политической, кредитно-финансовой, налоговых и иных льгот - молодым, начинающим российским предпринимателям не вписаться без огромных потерь для себя и для страны в международные экономические отношения. Именно это направление - содействие и поддержка - должно стать главным в деятельности государственных органов при усовершенствовании регулирования ВЭД;

2) изменение ВЭД российских фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к ВЭД как постоянной и органической части их общей хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков;

3) четкое разделение функций осуществления ВТП между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и ее субъектами. Действие системы внешнеэкономического регулирования, определенной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, распространяется на всю территорию Российской Федерации. Президент осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой. Правительство обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации. В соответствии с Законом разработка предложений по государственной внешнеторговой политике Российской Федерации, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Российской Федерации в области внешнеторговых связей осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

4) внешнеторговая политика является составной частью внешней политики Российской Федерации. Она подчинена требованиям внешней политики государства и не может входить в противоречие с ней. Поэтому конкретные решения в области внешнеторговой политики должны в полной мере согласовываться с политикой внешней. Если, скажем, Россия присоединяется к международным санкциям в отношении какого-либо государства, это должно находить отражение и в прекращении внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными они не являлись. Поэтому создание благоприятных условий для российских экспортеров на мировом рынке призвано стать одной из центральных задач российской внешней политики;

5) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в интересах реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия.

Экспортный контроль находится в компетенции федеральных властей и определяется исключительно на основе обеспечения безопасности страны, ее экономических, политических и военных интересов. Перечни товаров, подлежащих экспортному контролю, утверждаются Президентом РФ;

6) на всей территории Российской Федерации действует единый таможенный режим; по отношению ко всем ввозимым на нее и вывозимым с нее товарам применяются единые таможенные правила. В соответствии с Законом таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности, политика в области сертификации товаров, установление стандартов и принципов безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и т.д. находится в компетенции федеральных властей, которые устанавливают единые правила и нормы на всей территории Российской Федерации. Отметим, что принцип единства таможенной территории зафиксирован также и в Таможенном кодексе РФ;

7) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот принцип провозглашает равенство прав и обязанностей всех участвующих во внешнеэкономической деятельности. В отношении них применяются одинаковые нормы и правила. Все хозяйствующие субъекты ведут внешнеэкономическую деятельность на равных основаниях, выполняя одни и те же таможенные процедуры и выплачивая таможенные платежи и налоги. Легко понять, что практика предоставления таможенных льгот для отдельных участников внешнеторговых операций противоречит Закону о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

8) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Государство стоит на страже прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеэкономических операциях. В том случае, если интересы участников внешней торговли пострадали в результате участия России в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета (ст. 21 Закона). Закон предусматривает, что для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Россия может вводить ответные меры. Специальный раздел ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности должен содержать перечень случаев дискриминации и нарушения обязательств в отношении российских лиц, а также перечень принятых или намечаемых ответных мер;

9) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом. Этот принцип предполагает, что в рамках установленных законами и подзаконными актами РФ правил участники внешнеторговых операций пользуются полной свободой деятельности. Следует подчеркнуть, что на внешнеэкономическую сферу распространяются общие принципы гражданского права, зафиксированные в первой части Гражданского кодекса: равенство участников регулируемых кодексом отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, равенство сторон гражданских отношений, недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон (в том числе со стороны государственных органов), необходимость беспрепятственного осуществления прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита

Важным принципом регулирования внешнеторговой деятельности является зафиксированное в Законе содействие развитию этой деятельности и ее стимулирование. Это содействие осуществляется, в частности, путем разработки и реализации федеральных программ развития внешнеторговой деятельности.

Правительство Российской Федерации ежегодно разрабатывает и представляет такую программу на утверждение в Федеральное Собрание РФ одновременно с проектом Федерального бюджета.

В Федеральной программе содержится:

Прогноз торгового баланса, как составная часть платежного баланса Российской Федерации;

Оценка современного состояния и проблем торгово-экономических отношений России с другими государствами;

План внешних заимствований Российской Федерации с детальным описанием целевого использования иностранных кредитов;

План экспортных кредитов, предоставленных с использованием средств федерального бюджета или под гарантии правительства РФ;

План обслуживания внешнего долга России;

План поступлений от обслуживания долгов других государств Российской Федерации;

Перечень мер государственного внешнеторгового регулирования, принимаемых или намечаемых в соответствующем году, ставки пошлин таможенного тарифа и правил их возможного изменения, количественные ограничения экспорта и импорта, а также перечень мер по защите внутреннего рынка и валютного регулирования;

Перечень мер стимулирования промышленного экспорта на соответствующий период и др

Мировой опыт использования ВЭД для преодоления отставания от стран-лидеров дает две базовые модели ВТП. Первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая - на замещение импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второй мировой войны - западноевропейские страны, Япония, а за ними - новые индустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны ВЭД СССР, что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от импорта оборудования и запчастей, некоторых видов сырья, материалов и компонентов.

Наиболее действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта.

Как показывает мировой опыт, основой эффективной ВЭД и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой рыночной экономике является развитие экспортного потенциала и всемерное содействие национальным экспортерам. Для России это имеет особую важность, так как только через развитие экспорта возможно положительное сальдо торгового баланса без сокращения импорта жизненно важных товаров и тем самым решение проблем погашения внешней задолженности и укрепления курса рубля

Таким образом, можно сделать вывод, что внешнеторговая политика, являясь составной частью экономической политики государства, может рассматриваться как вполне самостоятельный фактор, влияющий на экономический рост страны, ее стран - партнеров и, следовательно, МЭ в целом.