Ограничения по экспорту. Таможенное оформление экспорта: этапы и платежи

12. В исключительных случаях могут устанавливаться:

1) временные запреты или временные количественные ограничения экспорта для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Союза;

2) запреты или количественные ограничения экспорта и импорта, необходимые в связи с применением стандартов или правил классификации, сортировки и продажи товаров в международной торговле;

3) ограничения импорта водных биологических ресурсов при их ввозе в любом виде, если необходимо:

ограничить производство или продажу аналогичного товара, происходящего с территории Союза;

ограничить производство или продажу товара, происходящего с территории Союза, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, в случае если в Союзе не имеется значительного производства аналогичного товара;

удалить с рынка временный излишек аналогичного товара, происходящего с территории Союза, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

удалить с рынка временный излишек товара, происходящего с территории Союза, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Союзе не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных.

13. При введении Комиссией на территории Союза количественных ограничений применяются экспортные и (или) импортные квоты.

Количественные ограничения применяются:

при экспорте - только в отношении товаров, происходящих с территорий государств-членов;

при импорте - только в отношении товаров, происходящих из третьих стран.

Количественные ограничения не применяются в отношении импорта товаров с территории какой-либо третьей страны или экспорта товаров, предназначенных для территории какой-либо третьей страны, если только такие количественные ограничения не применяются в отношении импорта из всех третьих стран или экспорта во все третьи страны. Такое положение не препятствует соблюдению обязательств государств-членов в соответствии с международными договорами.

14. Запреты или количественные ограничения экспорта могут быть введены только в отношении товаров, включенных в перечень товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Союза и в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные запреты или количественные ограничения экспорта, утверждаемый Комиссией на основании предложений государств-членов.

15. При введении в соответствии с подпунктом 1 пункта 12 настоящего Протокола запрета или количественного ограничения экспорта сельскохозяйственных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Союза, Комиссия:

учитывает последствия запрета или количественного ограничения для продовольственной безопасности третьих стран, импортирующих такие сельскохозяйственные товары с территории Союза;

заблаговременно информирует Комитет по сельскому хозяйству Всемирной торговой организации о характере и продолжительности применения запрета или количественного ограничения экспорта;

по просьбе любой импортирующей страны организует консультации либо предоставляет всю необходимую информацию по вопросам, относящимся к рассматриваемой мере.

В настоящем пункте под импортирующей страной понимается страна, в импорте которой доля происходящего с территорий государств-членов сельскохозяйственного товара, в отношении экспорта которого планируется ввести запрет или количественное ограничение, составляет не менее 5 процентов.

16. Комиссия распределяет объемы экспортной и (или) импортной квот между государствами-членами и определяет метод распределения долей экспортной и (или) импортной квот среди участников внешнеторговой деятельности государств-членов, а также при необходимости распределяет объем импортной квоты между третьими странами.

Распределение объемов экспортной и (или) импортной квот между государствами-членами осуществляется Комиссией в зависимости от задач, которые предполагается решить путем введения количественных ограничений, с учетом предложений государств-членов и исходя из объемов производства и (или) потребления товаров в каждом из государств-членов.

17. Комиссия при принятии решения о применении экспортной и (или) импортной квот:

1) устанавливает на определенный срок экспортную и (или) импортную квоты (независимо от того, будут ли они распределены между третьими странами);

2) информирует все заинтересованные третьи страны об объеме выделенной им импортной квоты (в случае если импортная квота распределяется между третьими странами);

18. Распределение импортных квот между третьими странами осуществляется, как правило, Комиссией по результатам консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран.

При этом под значительными поставщиками из третьих стран понимаются поставщики, имеющие долю в размере 5 процентов и более в импорте данного товара на территорию Союза.

19. В случае если распределение импортных квот не может быть осуществлено на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран, решение Комиссии о распределении квот между третьими странами принимается с учетом объема поставок товара из этих стран в течение предшествующего периода.

20. Комиссия не устанавливает никаких условий или формальностей, которые могут воспрепятствовать любой третьей стране полностью использовать выделенную ей импортную квоту, при условии, что поставка соответствующего товара будет произведена в период действия импортной квоты.

21. Выбор предшествующего периода для определения объема поставок товара, в отношении которого вводятся экспортная и (или) импортная квоты, осуществляется Комиссией. При этом, как правило, за такой период принимаются любые предшествующие 3 года, в отношении которых доступна информация, отражающая реальные объемы экспорта и (или) импорта. При отсутствии возможности выбрать предшествующий период экспортная и (или) импортная квоты распределяются на основе оценки наиболее вероятного распределения реальных объемов экспорта и (или) импорта.

ОГРАНИЧЕНИЕ ИМПОРТА ТОВАРОВ

Группа мер по защите экономических интересов РФ, применениекоторых регламентировано в главе V Закона № 63-ФЗ. Ограничение импорта товаров может осуществляться:

В целях поддержания равновесия платежного баланса РФ;

В целях выполнения целевых федеральных программ развития;

В связи с выпуском новых видов товаров;

В целях защиты претерпевающих структурную перестройку отраслей российской экономики;

При проведении мероприятий по ограничению производства сельскохозяйственных товаров. Ограничениеимпорта товаров в целях поддержания равновесия платеж ного баланса РФ регламентировано в ст. 15 Закона№ 63ФЗ. Решение о временном ограничении импорта товаров в целях поддержания равновесия платежногобаланса РФ может приниматься Правительством РФ по представлению ЦБ РФ или по согласованному с ЦБРФ представлению федеральных органов исполнительной власти. Ограничение импорта товаровосуществляется посредством введения импортной квоты или иных мер на срок, необходимый для того, чтобывосстановить равновесие платежного баланса РФ, с учетом международных обязательств РФ. Контроль зареализацией такой квоты или иных мер ограничения импорта товаров возлагается на федеральный органисполнительной власти, ответственный за проведение расследований. Перечисленные меры применяются нанедискриминационной основе. Ограничение импорта товаров в иных целях осуществляется в соответствии снормами ст. 16 Закона№63ФЗ. Правительство РФ может принять решение о временном ограничении импортааналогичных или непосредственно конкурирующих товаров на таможенную территорию РФ посредствомвведения импортной квоты по представлениям заинтересованных федеральных органов исполнительнойвласти или органов исполнительной власти субъектов РФ на срок, необходимый для достижения указанныхцелей, но не более чем на четыре года. Правительство РФ может принять решение о временном ограниченииимпорта какихлибо сельскохозяйственных товаров, а также продуктов из морских биологических ресурсов,используемых как сырье для их производства, или решение о временном ограничении импорта таких товаров,продуктов:

а) при проведении мероприятий по ограничению производства в РФ таких товаров, продуктов;

б) либо при изъятии с внутреннего рынка РФ временного излишка таких товаров, продуктов. Ограничениеимпорта товаров в вышеуказанных случаях осуществляется посредством введения импортной квоты попредставлениям заинтересованных федеральных органов исполнительной власти или представленияморганов исполнительной власти субъектов РФ на срок до одного года. Контроль за реализацией приведенныхв настоящей статье мер возложен на федеральный орган исполнительной власти, ответственный запроведение расследований. Все приведенные меры должны применяться на недискриминационной основе.

Экспортные ограничения

Экспортное ограничение, экспортные ограничения - это ограничения на вывоз (экспорт) товара/товаров (определённого их количества либо тотальный запрет на экспорт) в определённую страну (определённые страны) правительством.

Такие ограничения могут накладываться в случаях:

Дефицита товаров на внутреннем рынке

Необходимости антидемпинговых мер для защиты внутреннего рынка

Правительственного бойкота страны

Необходимости ограничить распространение военных или двойных технологий

Расследование, предшествующее введению мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами.

Статья 18. Общие принципы проведения расследований

1. Расследование, предшествующее введению мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, проводится федеральным органом исполнительной власти, указанным в статье 3 настоящего Федерального закона, по заявлению о применении специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер от имени отрасли российской экономики по поручению Правительства Российской Федерации или по заявлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2. Заявление о проведении расследований, относящихся ко всем типам мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, должно содержать:

сведения о заявителе, об объеме и о стоимости производства отраслью российской экономики аналогичного или непосредственно конкурирующего товара за три предшествующих года, в отношении которых имеются необходимые статистические данные;

описание ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом расследования, наименование страны или стран происхождения такого товара, сведения об известных иностранных производителях и (или) экспортерах такого товара, а также об известных российских импортерах такого товара;

сведения об изменениях объема ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом расследования, за три предшествующих года, в отношении которых имеются необходимые статистические данные;

доказательства негативного воздействия такого ввоза на отрасль российской экономики.

3. Заявление не может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей, поддерживающих заявление, приходится менее чем двадцать пять процентов общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации.

4. Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении.

5. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, в течение тридцати календарных дней со дня принятия решения о начале расследования должен уведомить заинтересованных лиц о предстоящем расследовании.

Пока не принято решение о начале расследования, федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, не должен разглашать содержание заявления о проведении расследования.

В уведомлении заинтересованных лиц должны содержаться вопросы, которые касаются такого расследования и на которые данные лица в течение тридцати календарных дней должны дать ответы в письменном виде на русском языке.

В уведомлении должны содержаться:

наименование государства или государств экспортера товара и наименование товара, являющегося объектом расследования;

дата начала расследования;

основания заявления;

краткое изложение фактов, подтверждающих правомерность заявления;

адрес, по которому заинтересованные лица должны направлять свои материалы;

сроки, в течение которых заинтересованные лица могут представлять свои ответы.

6. Заинтересованными лицами при проведении расследования, предшествующего применению специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер, могут являться:

заявитель, российский производитель аналогичного товара или товара, непосредственно конкурирующего с товаром, являющимся объектом расследования, либо объединение российских производителей, большинство участников которого производят такой товар;

иностранный экспортер товара и иностранный производитель товара, являющегося объектом расследования;

российский импортер товара или объединение российских импортеров, большинство участников которого являются импортерами такого товара;

правительство иностранного государства, уполномоченный орган страны происхождения товара или экспорта такого товара либо уполномоченный орган союза иностранных государств, в который входят страны происхождения такого товара или его экспорта;

потребитель или объединение потребителей товара;

федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

иные лица, права и интересы которых затрагиваются данным расследованием и которые, по мнению федерального органа исполнительной власти, указанного в статье 3 настоящего Федерального закона, способны оказать содействие в проведении данного расследования.

7. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, после принятия решения о начале расследования должен уведомить соответствующее иностранное государство (союз иностранных государств) о намерении начать расследование в целях возможного применения специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер.

8. Расследование в целях возможного применения специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер не должно препятствовать таможенному оформлению и выпуску на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом такого расследования.

9. Федеральный орган исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, на который возложено ведение государственной статистики, другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также коммерческие организации должны оказывать содействие проведению расследования и предоставлять по запросу федерального органа исполнительной власти, указанного в статье 3 настоящего Федерального закона, образцы товаров и необходимую информацию, в том числе конфиденциальную.

Федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, ведет банк данных, необходимых для расследования, и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за сохранение конфиденциальности информации.

10. На всех этапах расследования федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, должен предоставлять информацию, полученную в ходе расследования и не являющуюся конфиденциальной, заинтересованным лицам и содействовать их встрече с теми лицами, которые имеют противоположную точку зрения о предмете расследования.

11. С даты принятия решения о начале расследования до его завершения Правительство Российской Федерации может осуществлять лицензирование ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом расследования, без применения количественных ограничений.

12. Расследование может быть прекращено или приостановлено на основании решения Правительства Российской Федерации, если иностранным государством (союзом иностранных государств) принимаются обязательства, ведущие к устранению существенного ущерба отрасли российской экономики.

13. Расследование не должно проводиться в отношении товара, происходящего из наименее развитых государств, признанных таковыми Организацией Объединенных Наций.

14. Если на одного российского производителя, поддержавшего заявление о применении специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер, приходится более чем тридцать пять процентов российского производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара либо если общий объем импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет менее чем двадцать пять процентов общего объема реализации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации, обязательным условием проведения расследования является наличие заключения федерального органа исполнительной власти в области антимонопольной политики о последствиях влияния указанных мер на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации.

Статья 19. Особенности проведения расследования, предшествующего применению специальных защитных мер

1. Заявление о проведении расследования, предшествующего применению специальных защитных мер, не может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей товара, поддерживающих указанное заявление, приходится менее чем пятьдесят процентов общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации.

2. Расследование, предшествующее применению специальных защитных мер, должно быть завершено в течение девяти месяцев.

Статья 20. Особенности проведения расследования, предшествующего применению антидемпинговых мер

1. Заявление о проведении расследования, предшествующего применению антидемпинговых мер, помимо реквизитов, перечисленных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, должно содержать сведения о нормальной стоимости товара и об экспортной цене товара, являющегося объектом расследования.

2. Заявление о проведении расследования, предшествующего применению антидемпинговых мер, не может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей товара, поддерживающих данное заявление, приходится менее чем двадцать пять процентов общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации.

3. Расследование, предшествующее применению антидемпинговых мер, не может быть начато, если демпинговая маржа меньше, чем минимально допустимая демпинговая маржа, и объем демпингового импорта товара на таможенную территорию Российской Федерации является незначительным.

Объем демпингового импорта товара из какого-либо государства признается незначительным, если на его долю приходится менее чем три процента объема импорта такого товара в Российскую Федерацию и импорт такого товара из всех государств, на долю каждого из которых приходится менее чем три процента объема импорта такого товара в Российскую Федерацию, в сумме не превышает семь процентов общего объема импорта такого товара в Российскую Федерацию.

4. Если одновременно проводятся несколько антидемпинговых расследований в отношении импорта какого-либо товара в Российскую Федерацию из нескольких иностранных государств, указанные расследования могут быть объединены в одно расследование. При этом существенный ущерб отрасли российской экономики рассчитывается исходя из условий, что демпинговая маржа в отношении каждого иностранного государства больше минимально допустимой демпинговой маржи и объем демпингового импорта товара из каждого иностранного государства больше, чем незначительный.

5. Расследование, предшествующее применению антидемпинговых мер, должно быть завершено в течение двенадцати месяцев.

Статья 21. Особенности проведения расследования, предшествующего применению компенсационных мер

1. Заявление о проведении расследования, предшествующего применению компенсационных мер, помимо реквизитов, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, должно содержать доказательства:

предоставления иностранным государством (союзом иностранных государств) субсидии иностранному экспортеру и (или) иностранному производителю товара, являющегося объектом расследования;

причинения существенного ущерба отрасли российской экономики.

2. Заявление о проведении расследования, предшествующего применению компенсационных мер, не может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей товара, поддерживающих данное заявление, приходится менее чем двадцать пять процентов объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации.

3. Расследование, предшествующее применению компенсационных мер, должно быть немедленно прекращено, если будет установлено, что размер субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) не превышает один процент стоимости товара.

4. Расследование, предшествующее применению компенсационных мер, должно быть завершено в течение двенадцати месяцев.

Сущность экспортного ограничения

Определение 1

Под экспортным ограничением понимают ограничение на вывоз (экспорт) товара или определенного количества товара в определенную страну или страны, установленное правительством.

Данные ограничения могут накладываться в следующих случаях:

  • дефицит товара на внутреннем рынке,
  • антидемпинговые меры для защиты внутреннего рынка,
  • бойкотирование страны,
  • ограничение военных или двойных технологий

Помимо этого, существует понятие добровольного ограничения экспорта. Данный метод является нетарифным регулированием внешней торговли. Метод представляет собой соглашение между экспортирующей и импортирующей страной, которое заключается по собственной инициативе или под давление импортирующей страны. По данному соглашению происходит ограничение вывоза определенных товаров (устанавливается квота на вывоз товара)

Таким примером добровольного ограничения является соглашение США с Японией , которое было подписано с конца 1950 гг. Инициатором было правительство США. Данное соглашение было подписано с целью снижения конкуренции японских экспортеров автомобилей. Значительно позже такие соглашения были подписаны в торговле с ЕС и другими государствами. Так Япония добровольно ограничила экспорт своих телевизоров в страны Великобритании, Бельгии, Нидерландов и в странах ЕС, Южной Кореи, ЮАР. А ЕС ограничила ввоз в США труб и тюбингов.

Ограничения могут вводиться под угрозой санкций. Так, например, правительство России ввело экспортные квоты в отношении карбида кремния, текстильных товаров в страны ЕС, а также ограничения коснулись алюминия. Такие ограничения подразделяются на следующие виды:

  1. официально закрепленные ограничения на уровне межправительственных соглашений между странами,
  2. неофициальные соглашения, которые заключаются между производителями экспортирующей страны и импортирующей,
  3. многостороннее соглашение, основанное на добровольном ограничении экспорта.

Так в рамках ГАТТ данные соглашения относятся к нелегитимным мерам «серой зоны». А среди участников ВТО подписано соглашение, которое запрещает добровольное ограничение экспорта. Добровольный экспорт в России регулируется в положении «Порядка квотирования и лицензирования поставок товаров на экспорт в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации», которые приняли в марте 1995 года.

Экспортные ограничения в России

В России экспортные ограничения распространяются на:

  1. археологическое достояние (бивни мамонта и др.),
  2. предметы художественного и исторического достояния (картины известных художников, музыкальные инструменты и др.),
  3. экспорт предметов охраны природной среды (шкуры тигров, рога и т.д.),
  4. перемещение через границу предметов, на которые распространены ограничения международной конвенцией (опасные инфекции, плутоний и т.д.),
  5. шкуры крупного рогатого скота

Расширяется вовлечение в экспортную деятельность малых и средних предприятий, что способствует ее диверсификации в фирменном, товарном и географическом разрезах. Сегодня доля МСБ в общем числе экспортеров (без индивидуальных предпринимателей) достигает 35–40%, в общем экспорте товаров – 6% (2016 г.).

Можно заметить рост российского экспорта, а также количество фирм-экспортеров среди субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ), повышается степень продуктовой и географической диверсификации экспорта, происходят позитивные изменения в международной специализации страны. Прирост экспорта товаров в реальном выражении (в неизменных ценах) достиг 6,9% в 2017 г., (что практически втрое выше среднемирового показателя), в том числе по машинно-техническим изделиям увеличение составило 8,4%, по промышленной продукции высокой степени обработки (те же машинно-технические изделия, плюс изделия легкой промышленности, фармацевтическая, парфюмерно-косметическая продукция, прочие, в основном готовые, промышленные изделия) – 14,7%.

Замечание 1

Для развития производства Российское правительство использует меры по ограничению импорта, однако это сильно влияет на рост цен и снижает конкуренцию.

Многие российские компании заинтересованы в импорте из США. Однако в последнее время из-за санкций Российское правительство вводит все больше мер в отношении товара из США Поэтому зачастую предприниматели, выходящие на мировой рынок применяют различные схемы в обход требований правительства.

Экспортные ограничения в США

Экспортные ограничения в США разделяются на классы по спискам стран. Так в отношении Китая, Пакистана, Индии и России разрешен экспорт микропроцессоров, производительность которых не более 12, 000 Mtops

Государственная политика США включает в себя защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Вводятся высокие таможенные тарифы, а также барьеры. Добровольное экспортное ограничение сравнительно недавний способ торгового барьера. Они применяются для того, чтобы избежать более жесткие ограничения, которое может ввести правительство США. Торговые барьеры являются протекционистскими пошлинами, квотами, ограничениями. Это приводит к повышению цен из-за отсутствия конкуренции, однако при этом за счет роста цен выигрывают отечественные производители.

Современные производители отказались от использования во внешнеторговой политике количественных ограничений. Роль данного вида ограничений в основном исполняют мера добровольного ограничения экспорта. Формально они добровольно вводятся, однако по факту их заставляют вводить страны- импортеры. В частности, это практикует США. В последнее время в следствии конкурентной борьбы соглашения добровольного ограничения экспорта распространяются не только на старую отрасль, но и на наукоемкое производство.

Практика антидемпингового процесса активно продолжается в современное время. Но добровольное экспортное ограничение не является видом антидопингового обязательства, так они принимаются не экспортером, а властями государства -экспортёра.