Классификация профессий. Психологическая классификация профессий

Как гласит детская пословица: "Все профессии нужны, все профессии важны". Безусловно, это правда. Сложно представить жизнь современного человека без работы в какой-либо профессии. Даже вроде бы самая бесполезная работа вносит огромный вклад в жизнь каждого из нас. Какая есть классификация профессий?

Общее понятие

Классификация - это осмысленное разделение тех или иных вещей на группы и виды по определенным признакам. Понятия "профессия" и "классификация профессий" тесно связаны между собой. Профессия - это род деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний, а также умений и навыков, приобретенных в результате обучения и практических занятий. В зависимости от рода деятельности профессии поддаются группировке. Также большую роль в разделении имеет классификация профессий по предмету труда. Этот вопрос будет подробно рассмотрен в данной статье.

Виды классификации рабочих профессий

Мир профессий разнообразен, в нем присутствует более семи тысяч наименований. В 1957 году была принята Международная стандартная классификация профессий (МСКП), созданная объединенными усилиями представителей ЮНЕСКО, ООН и Всемирной организации здравоохранения. Это - вид разделения профессий на группы. Сам процесс разделения на группы может проходить разным путем, в зависимости от признака, взятого за основу. Это может быть классификация:

  • По первой букве названия вида деятельности (в алфавитном порядке например).
  • По характеру или физическому).
  • По отрасли хозяйства (промышленность, наука, строительство, животноводство и растениеводство, лесное хозяйство, транспорт и связь, здравоохранение, управление, торговля и так далее).
  • По признаку материального производства (например, сельское хозяйство, промышленность, лесное хозяйство, строительство и так далее. Нет материального производства у здравоохранения, науки, торговли, средств массовой информации и т. д.).
  • По уровню и характеру требуемой квалификации: высококвалифицированные (финансовый аудитор, химик, брокер, инженер и прочие); квалифицированные (страховой работник, кадровики, администратор, оценщик, технолог и другие); малоквалифицированные (почтальон, работник магазина и так далее); неквалифицированные (дворник, уличный торговец, уборщик, курьер и другие).

Во всем есть свои недостатки

Каждая вышеуказанная классификация профессий имеет свои недостатки.

Первый вариант неудобен тем, что сфер деятельности очень много (около семи тысяч), и каждую распределить в алфавитном порядке будет сложно, и в итоге получится неимоверно огромный список.

Недостаток второго способа заключается в том, что при перечислении автоматически стираются границы умственного и физического труда.

Третий способ имеет два недостатка:

1. Есть профессии, которые относятся к нескольким отраслям хозяйства (например, слесарь. Сфера деятельности распространена в нескольких отраслях народного хозяйства).

2. Неточность, так как некоторые виды деятельности проникают в другие сферы (например, школьная медсестра, сотрудник отрасли здравоохранения, но при этом работает в научной сфере деятельности).

С четвертым способом также можно поспорить. К производству имеет отношение каждая профессия, только в одном случае это материальные вещи (например, сфера промышленности, строительства), а в другом случае это неосязаемые ценности (например, наука, средства массовой информации). Вне зависимости от того, можно ли "пощупать" то, что производится, каждая сфера деятельности важна для человечества.

В пятом случае также есть свои нюансы. Нередко встречается такая ситуация, когда человек - на все руки мастер, и действительно качественно делает свою работу, но его не могут принять в штат, потому что нет "корочки" об образовании. В то же время приходит дипломированный специалист, который на деле ничего не умеет.

Разделение профессий по трудовым условиям

Также существует классификация профессий по условиям труда. Она включает в себя всего четыре вида:

  1. Микроклимат бытового типа. Это та профессия, работники которой трудятся в помещениях в привычных условиях (либо офисная работа). Например, программист, бухгалтер, врач, учитель и другие.
  2. Работа на открытом воздухе. Основную часть времени работник проводит на свежем воздухе, а не в помещении. Например, торговый представитель, почтальон, дворник, лесник и прочие.
  3. Небольшие замкнутые пространства, кабины. Основное время у работника проходит в маленьком помещении. Например, водитель, консьерж, оператор и так далее.
  4. Необычные условия труда. Под необычными условиями труда подразумевается подземная работа, работа в водных условиях либо на большой высоте. Например, шахтер, промышленный альпинист, горный спасатель, водолаз и другие.

В любом случае, в зависимости от того, как нужно сделать классификацию видов профессий, выбирается любой вышеперечисленный способ. Но об этом по порядку.

Какими они бывают? Помимо вышеперечисленных вариантов классификаций профессий есть еще способ психологического разделения на группы. Разделение видов деятельности на группы по психологическому принципу предназначено для профориентационной работы. Такой вид распределения важен для теории психологии труда, а также для понимания роли психологических факторов в том или ином виде труда.

Психологический анализ трудовой деятельности в любой профессии является неотъемлемой частью и первичным этапом работы в области психологии труда. Анализ выступает в роли основы, на которой строится любое дальнейшее исследование.

Многообразие профессий ставит перед психологией труда задачу классификации профессий, выявление общих черт и различий между профессиями и видами деятельности. Психологическое изучение определенных видов трудовой деятельности называется описанием профессий (профессиографией), а полученный результат - профессиограммой. В профессиограмму входит целый ряд характеристик, касающихся видов труда: технические и экономические, социальные, психологические, а также гигиенические условия труда. На полученный результат влияет совокупность особенностей личности и психических процессов, которые активизируются при определенном виде труда.

Понятие профессионально важных признаков

Профессионально важные качества представляют собой отдельные черты характера и личности человека, психические и физические качества, соответствующие требованиям к личности, занимающей ту или иную должность в профессии.

К важным признакам профессионала относится пять пунктов:

  1. Отношение к профессии, труду, интересы, касающиеся данной области деятельности.
  2. Моральный образ человека как части коллектива.
  3. Дееспособность, касающаяся определенной должности (гибкость ума, находчивость, умение саморазвиваться - интеллектуальной сферы деятельности; физиологическая развитость, выносливость - для физического труда).
  4. Единичные, частные, специальные способности, если таковые необходимы для требуемой должности или профессии в целом.

  5. Знания, умения, навыки и опыт работы в аналогичной должности.

Новый вид классификации профессий

Александрович, академик, специалист по психологии труда, профессор психологических наук, сделал массу открытий в сфере психологии и не оставил без внимания психологию труда. В 1970 году он запатентовал свою классификацию профессий по предмету труда, которой пользуются и по сей день. Его субъектно-деятельностная концепция профессионального труда является обширной и захватывает практически все профессии, разделяя их на определенные группы. Как утверждает сам Климов, каждый человек способен найти ту профессию, в которой ему будет комфортно, а трудовая деятельность будет приносить удовольствие. С концепцией Климова можно составить примерную формулу желаемой профессии, а также определить работу своей мечты.

Распределение профессий Климова

Правильное составление и дальнейшее пользование профессиограммами предполагает определенные знания в использовании классификации. Наиболее распространенной для профориентации является классификация профессий по Климову. В соответствии с объектом труда выделяют пять типов.

«Человек - Природа»

К этому типу относятся люди, чья трудовая деятельность связана с животным и растительным миром, а также микроорганизмами и условиями их существования. Работнику этой профессии мир видится со стороны биологического развития, нововведений и утрат в этой области. Представители профессий данного типа умеют создавать и корректировать условия жизни и развития живых организмов, при этом применяя разнообразные технические средства. Если брать во внимание сельское хозяйство, то не все глубинки оснащены необходимой техникой, поэтому физический труд в этой сфере тоже имеет место. А также не стоит недооценивать интеллектуальный аспект данной классификации профессий. Поскольку условия труда являются нестандартными, часто приходится замечать самые малозаметные, но очень важные изменения у живых организмов. Требования к работнику этой структуры также нестандартны: от особенных навыков (например, рисования, чтобы можно было зафиксировать то, что видно под микроскопом) до управления техникой. Что касается профессиональных качеств, то работник должен любить природу, обладать настойчивостью в достижениях целей, творческим мышлением и терпением. К профессиям сферы «Человек - Природа» относятся: ветеринар, агроном, биолог, пчеловод и многие другие.

«Человек—Техника»

К этому типу относятся виды деятельности, связанные с ремонтом и обслуживанием технических устройств и их эксплуатацией, а также создание, монтаж и сборка, проектирование и конструирование устройств и технических систем, отдельных частей механизма. Наблюдательность, острый слух и зрение относятся к основным профессиональным качествам работника данной сферы. Также для успешной работы необходимы точные и высокие знания в технической сфере. К профессиям типа «Человек—Техника» относятся слесарь, ремонтник, водитель, техник и прочие.

«Человек - Знаковая система»

Объектом труда данного типа классификации являются знаки - цифры, формулы, устная и письменная речь, рисунки, чертежи, карты и так далее. Основой рабочей деятельности является интеллектуальный труд, с помощью которого происходит создание всевозможных систем знаков. Профессиональными качествами работника данного типа профессии являются усидчивость, внимательность, умение длительно сосредоточиться, любовь к одиночной работе. К профессиям типа «Человек - Знаковая система» относятся программист, системный администратор, бухгалтер, стенографист, радист, чертежник, закройщик, редактор и прочие.

«Человек — Художественный образ»

Объектами труда работников данной сферы являются художественные образы, формируемые в литературе, изобразительном искусстве, музыке и актерском мастерстве. Цели данной профессии - создание красоты, привнесение гармонии в окружающий мир, сохранение культурного наследия человечества и создание эстетики. Профессионал в этой сфере должен обладать несомненным врожденным талантом, любовью к красоте и искусству, художественным вкусом и богатым воображением. К профессиям типа «Человек — Художественный образ» относятся актер, фотограф, художник, журналист и даже ювелир.

«Человек — Человек»

Работники этого типа профессии трудятся непосредственно с людьми. Основной задачей является взаимодействие с людьми или обслуживание других людей. Определенные типы профессий связаны между собой сутью работы, хотя сама трудовая деятельность абсолютно разная. Целью работы этой классификации профессий может стать лечение, обучение, управление, информирование и т. д. Профессиональные качества, которыми должен обладать работник - это коммуникабельность и культура общения, понимание настроя человека и его потребности, развитая познавательная деятельность, дружелюбие, умение слушать и стрессоустойчивость. К профессиям типа «Человек — Человек» относятся учитель, милиционер, врач, продавец, работник в сфере оказания услуг, страховой агент и многие другие.

К выбору будущей профессии следует относиться крайне серьезно. Без любви к работе пропадет любовь к жизни. При выборе типа профессии по классификации можно понять, что именно нужно вам.

План-конспект урока по теме «Классификация профессий»

Тема : Классификация профессий

Цели урока:

Обучающая:

формировать теоретические представления и понятия, связанные с миром профессий; познакомить с понятиями «профессия», «специальность», с классификацией профессий по отраслям труда, предметам, целям, орудиям и условиям труда.

Развивающая:

развивать внимание, мышление, память, умственную и творческую активность;

повышать интерес к профессиям и профессиональной деятельности.

Воспитывающая:

воспитывать чувства товарищества, культуры речи, эстетического взгляда,

уважительное отношение к любой профессии.

Задачи урока:

    ознакомить с миром современного профессионального труда, со спецификой профессиональной деятельности и способствовать развитию профессионально важных качеств;

    помочь адаптироваться в реальных социально – экономических условиях;

    актуализировать процесс профессионального самоопределения;

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Обучающиеся должны знать:

    понятия “профессия”, “специальность”, «должность», «классификация»;

    классификацию профессий, формулу профессий;

    критерии анализа профессий.

Обучающиеся должны уметь:

  • оперировать понятиями по теме урока;

    проводить анализ профессии на основе классификации профессий.

Формы работы : беседа, решение ситуационных задач, просмотр презентации, самостоятельная работа.

Оборудование:

    компьютер для демонстрации презентации "Классификация профессий"

    раздаточный материал “ Анализ профессий (перечень основных характеристик)

Межпредметные связи: история, обществознание, география.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Вступительное слово педагога.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжать образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию. 9 класс – особо ответственная пора в жизни юношей и девушек. Одни из вас, закончив девять классов, продолжат обучение в школе, часть учащихся, выбрав профессию, поступит в профессиональные училища, техникумы, колледжи. Это очень ответственный выбор, который может существенно повлиять на дальнейший профессиональный рост и карьеру. Важна подготовка к дальнейшему выбору. Выбор профессии - твой первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится твоя дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий.

Слайд №1; 2

Формулировка темы и целей и задач урока

Формулировка темы, цели и задач урока осуществляется педагогом совместно с обучающимися.

2. Изучение нового материала

Слайд №3

Чтобы начать изучение нового материала, обратимся к основным понятиям, без которых невозможно разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека, нам необходимо научиться различать понятия «профессия», «специальность», «должность».

Основные понятия фиксируются обучающимися в тетради.

Слово “профессия” (от лат. pгоfеssio - “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию.

Профессия - это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Профессия - это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации.

Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.

Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.

Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.

Должность - это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.

Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.

Слайд №4

Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет их систематизация, или, другими словами, классификация.

Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким – то важным признакам. Вы уже встречались с различными классификациями при изучении различных предметов и могли оценить их достоинства. В мире профессий умелое использование классификации поможет выбрать вам из множества профессий те, с которыми вы бы хотели познакомиться поближе, а также разобраться в современном производстве.

Существуют разные виды профессий. Например:

1) распределение профессий по первой букве их названия;

2) по характеру труда: преимущественно физического и преимущественно умственного;

3) по отраслям экономики;

4) по признаку материального производства;

5) по уровню и характеру требуемой квалификации и т. д.

Но, ни одна из рассмотренных выше классификаций не может служить ориентиром в выборе будущей профессии. Этим целям наилучшим образом отвечает классификация профессий, построенная по признакам, идущим от человека.

Слайд №5

Это классификация была разработана Е.А. Климовым. Когда человек работает его внимание направлено на предмет труда.
С предметом что-то надо делать- это
цель труда.
Реализуется эта цель посредством
орудий труда.
И наконец, человеку важно, в каких условиях протекает работа.
В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения.

Слайд №6

Рассмотрим подробнее эту квалификацию. По первому признаку – предмету труда – все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов. Самым распространённым являются профессии, где предметом труда выступает техника. Условимся обозначать этот тип профессий буквой «Т» (человек – техника). К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, лётчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей - вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.

Слайд №7

Следующий тип профессий – (человек – человек) «Ч».

Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец,
парикмахер, экскурсовод - все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда - человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на
себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях - эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие - осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная - будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

Слайд №8

По рассматриваемому признаку (предмету труда) особо выделяется тип профессий, который условно обозначим буквой «П» (человек – природа).

К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой
природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение - вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь - деятельная, а не созерцательная. Одно дело – играть с животными и любоваться цветами. И совсем другое, регулярно, день за днём ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

Слайд №9

Часто объектом труда человека выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, схемы, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п.

К этой группе относятся все профессии, связанные c использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является "знаковая система", «З» , то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой - представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.

Слайд №10

Очень многим из вас, наверное, нравятся профессии, труд в которых связан с изобразительной, музыкальной, литературно – художественной и актёрской деятельностью. Это профессии типа «человек – художественный образ» «Х»: конструктор – модельер одежды, витражист, фотограф – художник, музыкант, артист, настройщик музыкальных инструментов и т. д.

Разобравшись в типах профессий, вы сделали только первый шаг в овладении умениями анализировать различные виды человеческой деятельности. Чтобы отнести профессию или специальность к определённому типу, надо выяснить, на что главным образом в процессе труда направлено внимание человека.

Слайд №11

Внутри каждого типа профессии разделяются на классы в соответствии с целями труда. Несмотря на огромное разнообразие целей, которые имеют различные работы, они могут быть сведены к трём большим классам: узнать, преобразовать, придумать.
1. Гностические профессии (Г), происходит от древнегреческого «гнозис» - знание или познание. Гностические, или познавательные цели труда могут
быть разнообразными: сортировать, сравнивать, проверять, оценивать. Гностические профессии можно встретить среди любого из пяти типов профессий: "Природа" - биолог- лаборант, специалист по экстерьеру; "Техника" - контролер радиоаппаратуры, испытатель;
"Человек" - судебно-медицинский эксперт, социолог; "Знак" - корректор, аудитор; "Художественный образ" - искусствовед, театровед. Эти профессии предъявляют определенные требования к работнику: необходимы познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, памяти, мышления, ответственность.

2.Преобразующие профессии (П). Преобразующая деятельность человека может быть направлена на предметы, энергию, информацию, процессы. В одних случаях результаты можно увидеть сразу - строитель, кузнец, художник, в других - результаты ждут месяцы и годы (селекционер, воспитатель). Преобладание практической или умственной деятельности специалиста зависит от предмета и содержания его труда: "Природа" -животновод, растениевод, зоотехник; "Техника" - слесарь, станочник; "Человек" - учитель, тренер; "Знак" - верстальщик, бухгалтер; "Художественный образ" - художник-оформитель, модельер.


3. Изыскательские профессии (И). Цель труда профессий этого класса - поиск чего-то нового, неизвестного. На передний план выступает та цель деятельности, которая предполагает что – то изобрести, придумать, найти новый вариант решения. "Природа" - инспектор рыбнадзора, егерь, биолог-исследователь; "Техника"" -..инженер-конструктор; "Человек" - агент по снабжению, организатор производства;"знак" - программист, математик; "Художественный образ" - композитор, дизайнер. Многие профессии сочетают в себе признаки разных классов.

Слайд № 12

Классы профессий в свою очередь подразделяются на отделы в зависимости от орудия труда или средств производства. Таких отделов можно назвать четыре:

Профессии, связанные с использованием ручного труда (Р): сантехник, хирург, столяр, зубной врач. Профессии, связанные с использованием машин с ручным или ножным управлением (М): токарь, фрезеровщик, машинист тепловоза, тракторист. Профессии, связанные с использованием автоматизированного и автоматического оборудования (А): сталевары, печатники, ткачихи, операторы энергосистем. Профессии и специальности, в которых основными орудиями труда выступают функциональные средства организма человека (Ф): певец, актёр, балерина, дегустатор вин.

Слайд №13

По условиям труда можно выделить четыре группы профессий:

труд в обычных бытовых условиях (б). В таких условиях, работает, например, чертёжник, бухгалтер, контролёр радиоаппаратуры;

труд на открытом воздухе в режиме резкого перепада температуры, влажности (о). Эти условия характерны для полеводов, трактористов – механизаторов широкого профиля и др;

труд в необычных условиях: под водой, на высоте, под землёй, а также в условиях повышенной температуры и др. (н). Примеры профессий: водолазы, шахтёры, маляры, монтажники – высотники.

труд с повышенной моральной ответственностью (за здоровье и жизнь человека или за большие материальные общественные ценности) (м). К этой группе относятся профессии учителя, судьи, продавца.

Слайд № 14

Вы познакомились с классификацией профессий, её можно представить в виде четырёх ярусов в восходящем порядке. Предполагается, что в каждом типе профессий есть классы, классы включают в себя отделы, отделы состоят из групп. Пятый ярус на вершине пирамиды предназначен для обозначения вашей будущей профессии.

Слайд №15

Физкультминутка

Я буду называть профессию, а вы должны определить, к какому типу она относится и выполнить соответствующие действия

    Ч-Т: два раза нагнуться

    Ч-Ч: пожать руки справа и слева стоящему от вас.

    Ч-П: встать.

    Ч_З: два раза сделать приседание.

    Ч-Х: поаплодировать.

(эколог, учитель, шофер, бухгалтер, художник.)

Слайд №16

При анализе любой профессии надо выделить четыре основных её признака: предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда – и по их условным обозначениям записать формулу из нескольких букв. Эти буквы соответствуют типу, классу, отделу, группе профессий.

3. Закрепление изученного материала

Слайд №17,18


Практическое задание:

    Соотнесение понятий и категорий.

Учащимся предлагается самостоятельно определить профессии и специальности из предложенного списка.

    Написать формулу для предложенных профессий

а) садовник; б) полицейский; в) фрезеровщик; г) инженер;

    Какие отличительные признаки являются общими для каждой пары ниже перечисленных профессий:

а) инженер-конструктор-композитор; в) бухгалтер-слесарь;

б) официант-водитель такси; г) медсестра-токарь;

    Назовите общие признаки следующих профессий, специальностей:

а) животновод, садовник;

б) инженер-конструктор, композитор, химик-теоретик;

в) медсестра, токарь, бухгалтер;

г) продавец, доярка, машинист башенного крана, слесарь.

д) продавец, официант, библиотекарь, медсестра, спортивный тренер.

Слайд №19

    Решите каждый ребус и заполните горизонтальные клетки чайнворда.

Слайд №20

Ответы на задания.

1. Хирург, литературный критик, пианист, лётчик – испытатель, химик теоретик, маляр, художник – конструктор, закройщик;

Учитель, токарь, инженер, парикмахер, водитель, швея, кулинар, юрист, строитель.

2 . Садовник - ППРо; полицейский – ЧПРб; фрезеровщик – ТПМб; инженер – ТГРб;

3. а) по условиям труда (бытовые); б) по предмету труда (Ч –Ч); в) по орудиям труда (ручные); г) по целям труда (преобразующие);

4. а) по предмету труда (Ч –П); б) по целям труда (изыскательская); в) по условиям труда (бытовые); г) по цели труда (преобразующие); д) по предмету труда (Ч –Ч).

1. парикмахер; 2. инженер; 3. рыбак; 4. повар; 5. редактор; 6. строитель; 7. фермер; 8. печник; 9. слесарь; 10. Сапожник; 11. кинолог; 12. швейцар.

Практическое задание:

6. Провести анализ профессий (по плану).

Анализ профессий (перечень основных характеристик профессий) – раздаточные карточки.

Характеристика профессий

Пример: профессия таксиста

Место для кодирования вашей задуманной профессии

Предмет труда:

1 – животные, растения (природа);

2 – материалы;

3 – люди (дети, взрослые);

4 – техника, транспорт;

5 – знаковые системы (тексты, информация в компьютерах …);

6 – художественный образ.

Цели труда:

1 – контроль, оценка, диагноз;

2 – преобразовательная;

3 – изобретательная;

4 – транспортирование;

5 – обслуживание;

6 – собственное развитие.

Средства труда:

1 – ручные и простые приспособления;

2 – механические;

3 – автоматические;

4 – функциональные (речь, мимика, зрение, слух…);

5 – теоретические (знания, способы мышления);

6 – переносные или стационарные средства.

Условия труда:

1 – бытовой микроклимат;

2 – большие помещения с людьми;

3 – обычный производственный цех;

4 – необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность);

5 – экстремальные условия (риск для жизни и здоровья);

6 – работа на открытом воздухе;

7 – работа сидя, стоя, в движении;

8 – домашний кабинет.

Характер общения в труде:

1 – минимальное общение (индивидуальный труд);

2 – клиенты, посетители;

3 – обычный коллектив (одни и те же люди);

4 – работа с аудиториями;

5 – выраженная дисциплина, субординация в труде.

Ответственность в труде:

1 – материальная;

2 – моральная;

3 – за жизнь и здоровье людей;

4 – невыраженная ответственность.

Особенности труда:

1 – большая зарплата;

2 – льготы;

3 – «соблазны» (возможность брать взятки, воровать …);

4 – изысканные отношения, встречи со знаменитостями;

5 – частые командировки;

6 – законченный результат труда (можно любоваться).

Типичные трудности:

1 – нервное напряжение;

2 – профзаболевания;

3 – распространены мат и сквернословие;

4 – возможность оказаться за решёткой (в тюрьме);

5 – невысокий престиж работы.

Минимальный уровень образования для работы:

1 – без специального образования (после школы);

2 – начальное профессиональное образование (СПТУ);

3 – среднее профессиональное образование (техникум, колледжи);

4 – высшее профессиональное образование (ВУЗ);

5 – учёная степень (аспирантура, академия).

Люди, техника, транспорт

Транспорт, обслуживание

Механические, функциональные

Экстремальные, сидя

Клиенты

Жизнь и здоровье

«Соблазны», встречи со знаменитостями

Нервное напряжение, профзаболевания, мат и сквернословие

Начальное профессиональное образование

4. Подведение итогов урока

Подведение итогов и формулирование выводов по занятию:

    Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

    Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?

    Что вызвало затруднения и над чем ещё нужно поработать?

Заключительное слово педагога

На сегодняшнем уроке мы рассмотрели важные аспекты классификации профессий, расширили свой словарный запас новыми понятиями по теме “Мир профессий” и сделали первый шаг к освоению умения анализировать профессиональную деятельность. Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы.
Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в ВУЗах, на курсах, колледжах), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.

Чтобы сделать правильный выбор, нужно: иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности.

Домашнее задание:

Подготовить анализ професси (по плану).

Лекции по дисциплине “Педагогическая психология”

Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющейся обычно источником материального обеспечения и радости.

Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии

Должность – это служебная обязанность, круг действий возложенных на человека в рамках профессии.

Е.А, Климовым предложена четырехъярусная обзорная классификация профессий по признакам предмета, целей, средств и условий труда.

Условия труда

(где работать?)

Средства труда

(чем работать?)

Цель труда

(что делать?)

Предмет труда

(с чем работать?)

По предмету труда все профессии разделяют: «Человек – Природа», «Человек – Техника», «Человек – Знак», «Человек – Художественный образ», «Человек-Человек».

1. «Человек – живая природа» (П). Представители этого типа профессий имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог).

2. «Человек – человек» (Ч). Предметом интереса, обслуживания, распознавания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, инженер-организатор производства, врач, учитель, социальный работник, парикмахер, менеджер).

3. «Человек – техника» (Т) и неживая природа. Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда (слесарь-сборщик, техник-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник- технолог).

4. «Человек – знаковая система» (3). Естественные и искусственный языки, условные знаки, символы, цифры, формулы -вот предметные миры, которыми занимаются представители этого типа профессий (оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед, переводчик, бухгалтер, нотариус).

5. «Человек – художественный образ» (X). Явления, факты художественного отображения действительности – вот что занимает представителей профессий этого типа (художник-декоратор, художник-реставратор, дизайнер, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра).

В пределах каждого типа профессий Е.А. Климовым выделены их классы по признаку целей (второй ярус): -гностические профессии (Г); – преобразующие (П); -изыскательные (И).

По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса выделяют четыре отдела (третий ярус): – профессии ручного труда (Р);

Профессии машинного труда (машины с ручным управлением используются для обработки, перемещения, преобразования предметов труда, поэтому типичными профессиями в этом подразделении являются водитель, машинист и т.д.) (М);

Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А), - операторы машин е ЧПУ и т.д.;

Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф)=

По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы (четвертый ярус в приведенной схеме):

Работа с условиями микроклимата, близкими к бытовым, «комнатным» (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;

Работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции;

Работа в необычных условиях (на высоте, под землей, под водой, при повышенных и пониженных температурах (-Н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный);

Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей - взрослых или детей, большие материальные ценности (М) (воспитатель детского сада, учитель, врач, следователь).

Конспект урока предпрофильной подготовки

Классификации профессий. Признаки профессии.

Смирнова Елена Михайловна, заместитель директора по УВР,

учитель предпрофильной подготовки, учитель начальных классов

Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Проще всего ее найти, если знаешь автора и название — в этом поможет алфавитный каталог. Но бывает так, что читатель ищет литературу по интересующей его теме, не зная ни автора, ни названия. Тогда библиотекарю приходит на помощь тематический каталог, по которому можно найти нужные книги. Найти книгу помогает классификация — правила размещения книг на стеллажах. На уроках биологии вы изучаете классификацию мира природы, на уроках химии классификацию химических элементов. В широком смысле этого слова классификация — это осмысленный порядок вещей.

Классификация профессий строится по своим законам. В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. Классификация профессий по алфавиту поможет сориентироваться в них, если знать названия всех сорока тысяч профессий. Сколько профессий знаете вы?

Все учащиеся по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию, а должность (начальник, директор, президент), такие ответы не принимаются, как и слова «олигарх», «авторитет» и т. д. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.

В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по различным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет — и модельеры, и наладчики оборудования, и слесари, и художники, и швеи-мотористки разных специальностей, и экономисты, и бухгалтеры. Но разве можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию. Вот почему важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков (Е.А. Климов. Как выбирать профессию).

Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:

· полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);

· щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);

· тщетные науки (алхимия, астрология);

· нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

· вредительские науки (колдовство).

У нас в стране чаще всего используется четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда.

По Климову, можно выделить пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда — «техника», «человек», «природа», «знак», «художественный образ». Это — первый уровень классификации.

1. ТЕХНИКА (Т). К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.

· Какой тип мышления характерен для профессионалов в области техники?

2. ЧЕЛОВЕК (Ч). Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

· Какой темперамент располагает к общению с другими людьми?

3. ПРИРОДА (П). К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

· Какой тип мышления характерен для успешных специалистов в этой сфере?

4. ЗНАК (З). К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.

· Какой тип мышления характерен для специалиста в области знаковой информации?

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

· Какой тип темперамента чаще всего встречается у людей искусства?

Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.

По ходу объяснения учителя ребята самостоятельно или у доски заполняют все четыре этажа пирамиды, записывая на первом уровне сокращенные названия предметов труда, на втором — целей труда, на третьем — средств труда, на четвертом уровне — условий труда, по ходу объяснения подчеркивая предпочтительные для каждого предметы, цели, средства и условия труда.

Выбирая профессию, прежде всего, имеют в виду предмет труда. Таким образом, понятие «предмет труда» является основанием для дальнейшей классификации, фундаментом пирамиды, придуманной профессором Е.А. Климовым.

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ТЧПЗХ)

Независимо от предмета труда все профессии классифицируются по трем целям труда: гностические, преобразующие, изыскательские. Это — второй уровень.

1. Гностические профессии (Г)

Гностические, или познавательные, цели труда могут быть разнообразными: сортировать, сравнивать, проверять, оценивать. Гностические профессии можно встретить среди любого из пяти типов профессий: «Природа» — биолог-лаборант, специалист по экстерьеру; «Техника» — контролер радиоаппаратуры, испытатель; «Человек» — судебно-медицинский эксперт, социолог; «Знак» — корректор, аудитор; «Художественный образ» — искусствовед, театровед. Эти профессии предъявляют определенные требования к работнику: необходимы познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, памяти, мышления, ответственность.

2. Преобразующие профессии (П)

Преобразующая деятельность человека может быть направлена на предметы, энергию, информацию, процессы. В одних случаях результаты можно увидеть сразу — строитель, кузнец, художник, в других — результаты ждут месяцы и годы (селекционер, воспитатель). Преобладание практической или умственной деятельности специалиста зависит от предмета и содержания его труда: «Природа» — животновод, растениевод, зоотехник; «Техника» — слесарь, станочник; «Человек» — учитель, тренер; «Знак» — верстальщик, бухгалтер; «Художественный образ» — художник-оформитель, модельер.

3. Изыскательские профессии (И)

Цель труда профессий этого класса — поиск чего-то нового, неизвестного. «Природа» — инспектор рыбнадзора, егерь, биолог-исследователь; «Техника» — инженер-конструктор; «Человек» — агент по снабжению, организатор производства; «знак» — программист, математик; «Художественный образ» — композитор, дизайнер. Многие профессии сочетают в себе признаки разных классов.

Цели труда составляют второй этаж пирамиды Климова.

ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

На следующем уровне профессии классифицируются по орудиям, или по средствам труда. Средства труда могут быть вещественными и функциональными.

Вещественные орудия труда — это молоток и топор плотника, скальпель хирурга, скрипка музыканта, указка учителя, компьютер программиста. Вещественные средства труда бывают ручными (Р) — скальпель, отвертка, резец, кисть; механическими (М) — швейная машина, автомобиль, подъемный кран; автоматическими (А) — автоматические и полуавтоматические линии, робототехнические комплексы.

Функциональные орудия (Ф) незримы. Это глазомер плотника, тактильные ощущения хирурга, вдохновение музыканта, знания учителя и программиста.

Средства труда составляют третий уровень нашей пирамиды.

СРЕДСТВА ТРУДА (РМАФ)

ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Каждая из профессий предполагает работу в определенных условиях: в кабинете и под водой, под землей и в космосе, в горячих цехах, на открытом воздухе в любое время года.

Водолаз обследует акватории, подводную часть сооружений и судов, находит и устраняет повреждения в корпусах кораблей и гидротехнических сооружениях, прокладывает под водой кабельные линии, трубопроводы, поднимает затонувшие судов, проводит резку и сварку металлоконструкций под водой; проводит исследования.

Подземные штурманы — маркшейдеры, — пользуясь специальными приборами, производят измерения и вычисления, составляют подземные карты, работая и под землей, и на местности, и за письменным столом. Они работают с ювелирной точностью, потому что отклонение даже в пять сантиметров при встречной проходке тоннелей недопустимо.

Пилоты гражданской авиации не только перевозят грузы и пассажиров. Они уточняют карты местности, тушат лесные пожары. Крены, углы набора высоты, скорости, направления, состояние бортовых систем — все это в поле зрения пилота.

Врач, воспитатель, учитель несут ответственность за жизнь, здоровье, полноценное воспитание людей. Их труд, как и труд пилота, связан с повышенной моральной и материальной ответственностью.

Различают четыре группы условий труда:

Б — обычный, бытовой микроклимат (лаборант, бухгалтер, продавец, ученый);

О — открытый воздух (агроном, инспектор ГИБДД, монтажник, геолог);

Н — необычные условия (шахтер, космонавт, подводник, пожарный);

М — повышенная моральная ответственность за здоровье и жизнь людей, за большие материальные ценности (учитель, врач, судья, охранник).

Условия труда составляют четвертый уровень пирамиды Климова.

УСЛОВИЯ ТРУДА (БОНМ)

СРЕДСТВА ТРУДА (РМАФ)

ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Пользуясь этой классификацией любую профессию можно обозначить формулой из четырех букв, обозначающих соответствующий признак. Почти каждая профессия имеет несколько признаков. Поэтому главное — выделить основные признаки и второстепенные.

3. Учитель работает:

4. В мире насчитывается:

Приложения:

1. Рабочая карта урока (для учащихся)

2. Презентация

_________________________________ _____________________________

Ф.И. класс

Задание №1. «Назови профессию».

Задание №2. «По горячим следам».

Перечислите предметы труда по классификацию Климова.

Задание №3. «Пирамида Климова».

Задание №4. Контрольные вопросы.

1. Основание «пирамиды Климова» составляют:

а) условия труда; б) предмет труда; в) средства труда; г) цели труда.

2. Предметом труда водителя является:

а) техника; б) человек; в) природа; г) художественный образ.

3. Учитель работает:

a) в бытовых условия; б) на открытом воздухе; в) в необычных условиях; г) в условиях повышенной ответственности.

4. В мире насчитывается:

а) около 10 тысяч профессий; б) более 100 тысяч профессий; в) около 40 тысяч профессий; г) 23 198 профессий.

5. Ручные орудия труда необходимы в работе:

а) хирурга; б) космонавта; в) актера; г) машиниста.

Классифи кационный признак Виды и характер труда
Предмет труда (типы профессий) Т Человек- техника П Человек- природа Ч Человек- человек З Человек- знаковая система Х Человек- художест венный образ
Цель труда (классы профессий) Г Распознать Различить Определить Оценить Разобраться проверить Пр Прео бразовать Обработать Упорядочить Организовать Оказать Влияние, обслужить И Изобрести Придумать Найти новый способ решения
Орудия труда (отделы профессий) Р Ручные (непосре дственное выполнение функции) М Механизиро ванные (управление машинами, механизмами) А Авто матизиро ванные (управление станками, устройс твами) Ф Использование функциональных средств организма
Условия труда (группа профессий) м Условия с повышенным уровнем моральной ответстве нности н Необычные условия труда б Условия бытового типа о Работа на открытом воздухе

1. Составьте список специалистов, которые участвуют в создании:

а) художественного кинофильма,

б) батона хлеба,

в) газеты,

г) ученической тетради,

д) школьной формы,

е) магнитофона;

обеспечивают:

ж) возможность поездки в любой населенный пункт,

з) возможность телефонного разговора,

и) безопасность Государственной границы,

к) возможность получения среднего образования.

2. Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают специальности:

Токарь, хирург, директор школы, литературный критик, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, шахтер, летчик-испытатель, судья, химик-теоретик, маляр, художник-конструктор, закройщик, ткачиха.

3. Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии:

ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, бульдозерист, директор совхоза, инженер, художник конструктор, парикмахер, водитель, швея, кулинар, учитель рисования.

4. Распределите все нижеперечисленные профессии и специаль­ности по отношению к преобладанию в них умственного или физического труда:

медсестра, агроном, швея-мотористка, машинист тепловоза, полевод, штукатур, бухгалтер, сталевар, продавец книг, инженер-конструктор, машинистка, столяр, воспитатель детского сада, электромонтажник, оператор машинного доения.

5. Распределите нижеприведенные профессии, специальности по признаку отрасли народного хозяйства:

сборщик микросхем, агроном, токарь-универсал, инспектор милиции, резчик по камню, кондитер, садовод, медсестра, следователь, тракторист-машинист широкого профиля, сталевар, швея-мотористка, продавец книг, маляр, экономист.

6. Выберите из нижеприведенного списка профессий и специальностей те, которые входят в производственную сферу:

сборщик часов, овощевод, кулинар, учитель, столяр, медсестра, чертежник, инженер-строитель, водитель троллейбуса, вязальщи­ца, тракторист-машинист широкого профиля, парикмахер.

7. Определите, какой уровень квалификации соответствует каждой из перечисленных рабочих профессий:

инкрустатор, модельер, наладчик технологического оборудова­ния, швея-мотористка, водитель такси, столяр, оператор станков с программным управлением, помощник воспитателя в детском саду, секретарь-машинистка, автослесарь, осмотрщик вагонов на железной дороге, пожарный.

8. Пользуясь таблицей классификационных признаков, определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей:

воспитатель детского сада, ветеринарный врач, фармацевт, маляр по художественной отделке, токарь, пожарный, фотограф, медицинская сестра, резчик по камню, продавец книг, водитель троллейбуса, слесарь-сборщик радиоаппаратуры.

9. Пользуясь таблицей классификационных признаков, определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей:

кулинар, автослесарь, модельер, водитель такси, контролер ОТК, оператор по подготовке данных для ЭВМ, оператор машинного доения, слесарь-сборщик радиоаппаратуры, следователь, агроном, писатель, корректор, парикмахер.

10. Руководствуясь таблицей классификационных признаков, распределите перечисленные ниже орудия труда по ее отделам:

трактор, лопата, телефон, лупа, весы, логарифмическая линейка, стиральная машина, фотоаппарат, рулетка, микрокальку­лятор (электронная счетная линейка), колокольчик председателя собрания, автомобиль, зеркало, шприц, ЭВМ.

11. Распределите все нижеприведенные профессии и специальности по группам таблицы классификационных признаков, руководствуясь особенностями условий труда:

учитель, бухгалтер, водолаз, геолог, водитель автобуса, слесарь-сборщик, полевод, продавец промышленных товаров, монтажник-высотник, маляр, следователь, оператор по выращива­нию и откорму свиней, чертежник.

12. С помощью таблицы классификационных признаков составьте формулу одной из следующих профессий:

токарь, оператор электронно-вычислительных машин, электро­монтер, швея-мотористка, тракторист-машинист широкого профи­ля, полевод, учитель, стенографистка, водитель такси.



13. Приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формулам:

а) П Пр Ф о; г) Ч Г Ф м;

б) Т Пр Р б; д) Т И Ф б;

в) З Г А б; е) Х ИР М н.

14. Перечислите признаки по всем классификациям следующих профессий, специальностей:

а) садовник; е) учитель труда;

б) милиционер; ж) кровельщик;

в) продавец книг; з) инженер;

г) фрезеровщик; и) ткачиха;

д) мелиоратор; к) животновод.

15. Какие отличительные признаки являются общими для каждой пары нижеперечисленных профессий:

а) медсестра - токарь;

б) официант - водитель такси;

в) учитель математики - спортивный тренер;

г) бухгалтер - слесарь;

д) полевод - агроном;

е) инженер-конструктор - композитор.

16. Назовите общие признаки следующих профессий, специальностей:

а) животновод, садовник;

б) инженер-конструктор, композитор, химик-теоретик;

в) медсестра, токарь, бухгалтер;

г) токарь, машинист башенного крана, бульдозерист, шофер;

д) продавец, доярка, машинист башенного крана, слесарь;

е) продавец, официант, библиотекарь, медсестра, спортивный тренер.

а) почти или совершенно исчезли;

б) появились только в XX веке;

в) появились в последние десятилетия.

Художник, оператор ЭВМ, тракторист-машинист широкого профиля, полевод, трубочист, редактор, столяр, извозчик, маляр, врач, летчик, бухгалтер, оператор станков с числовым про­граммным управлением, экскурсовод, резчик по дереву, садовник, повар, гувернер, клоун, педагог.

18. Из перечисленных ниже названий профессий или специальностей выберите те, которые необходимы:

а) в сельском хозяйстве;

б) в химической промышленности;

в) в строительстве;

г) в машиностроении.

Чертежник-конструктор, ветеринарный фельдшер, бухгалтер, овощевод, лаборант химико-бактериологического анализа, мон­тажник радиоаппаратуры, слесарь, агроном, инженер-механик, маляр, химик-технолог, юрист.

19. Руководствуясь таблицей, определите те виды деятельности, которые, по вашему мнению, больше всего могли бы вам подойти.

20. Руководствуясь таблицей, составьте формулу своей профессии

Практическая работа

Задания . В рабочих тетрадях зарисуйте таблицу для заданного преподавателем типа профессии. Впишите в соответствующие графы названия специальностей или профессий.

Устные вопросы и задания

1. Что такое разделение труда?

2. Почему произошло разделение труда?

3. Разделение труда - это положительный процесс или нет? Почему?

Тип
Класс Г Пр И
Отдел Р М А Ф Р М А Ф Р М А Ф
Группа б
о
н
м

4. В каких направлениях может происходить процесс разделе­ния труда?

5. Происходит ли в наше время процесс разделения труда?

6. Приведите примеры новых профессий, специальностей, образованных путем дробления ранее существовавших.

7. Приведите примеры появления новых профессий, специаль­ностей, образованных путем объединения существующих.

8. Приведите примеры профессий, которые недавно перестали существовать.

9. Какие вы знаете профессии, которые появились в нашем обществе в последнее время?

10. Что такое профессия?

11. Назовите три специальности, относящиеся к одной профес­сии.

12. К какой профессии относятся следующие специальности: педиатр, стоматолог, терапевт, хирург?

13. Перечислите специальности, которые относятся к профес­сии строитель.

14. Врач - это профессия или специальность?

15. Какие вы знаете признаки классификации профессий?

16. Какое существует различие между производственной и непроизводственной сферами?

17. Каковы условия разделения профессий на две группы - физического и умственного труда?

18. Назовите основные отрасли народного хозяйства.

19. Как разделяются рабочие профессии по уровню квалифика­ции?

20. Какие основные компоненты труда можно выделить?

21. В какой отрасли народного хозяйства может работать слесарь? музыкант?

22. Какие предприятия вашего города, района относятся к машиностроительной отрасли, к пищевой промышленности и т. п.?

Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Попробуем сформули­ровать их для каждого типа, класса, отдела и группы профессий.

Профессии типа «человек - техника» (Т). Особенность техни­ческих объектов этого типа в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуются точность, определенность действий. Нужна и высокая исполнитель­ская дисциплина, аккуратность. Последние качества важны, конечно, везде, но в технике с ее точностью, дробным делением труда им уделяется особое внимание.

Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техниче­ская фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части - важные условия успеха в данной области, причем изобретать можно необязательно новые продукты труда, но и способы работы.

Профессии типа «человек - человек» (Ч). Главное содержание труда в них сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавливать и поддержи­вать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях.

Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе по профессии этого типа:

устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно папин, себя не место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотно­шениях; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми; терпение.

Конечно, только перечисленных выше качеств недостаточно для успешной деятельности по профессиям и специальностям рассмат­риваемого типа. Необходима хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства.

Профессии типа «человек - природа» (П). Представителей этой профессии объединяет одно очень важное качество - любовь к природе. Но любовь не созерцательная, которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная, связанная с познанием ее законов и применением их. Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к мастерской, где вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздни­ков, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям, очень много сведений приходится держать в уме. Необходимо также обладать дальновидностью,

чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда. Важны инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Изменчивые условия труда требуют от работника творческо­го мышления.

Профессии типа «человек - знаковая система» (З). Мы встречаемся со знаками чаще, чем обычно представляем себе. Это и цифры, и коды, и условные знаки, естественные или искус­ственные языки, и чертежи. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками, а с другой - представлять и воспринимать характеристи­ки реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышле­нием и воссоздающим воображением. А, учитывая, что знаки сами по себе часто имеют малозаметные различия, необходимы такие качества в работе с ними, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

Профессии типа «человек - художественный образ» (X). Важ­нейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека,- наличие спо­собности к искусствам, творческое воображение, образное мышле­ние. И конечно, трудолюбие. Наблюдения за конечным результа­том часто создает обманчивое представление о легкости само­го процесса труда. Между тем надо помнить, что за внеш­ним эффектом стоит напряженная многочасовая ежедневная ра­бота.

Работник искусства должен иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь), чтобы получать удовлетворение от своего труда, быть целеустремленным.

Гностические профессии (Г). Профессии этого класса предъявляют определенные требования к работнику. Он должен иметь выраженную познавательную активность, наблюдательность (достаточно большой объем внимания), устойчивость внимания, высокую работоспособность, малую утомляемость соответствующих органов чувств, проявлять твердость позиции, принципиальность в выводах.

Преобразующие профессии (Пр). Преобразующая деятель­ность человека может быть направлена на вещи, виды энергии, информацию, процессы, устройство общественной жизни. Этот класс широко распространен во всех без исключения типах профессии.

Названные профессии требуют определенных качеств от работников. Это, прежде всего, следующие: склонность к практиче­скому влиянию на окружающую среду, интерес к процессу труда и его результату, высокая активность и работоспособность.

Изыскательные профессии (И) . Этот класс профессий еще недостаточно изучен, однако выявлены безусловные требования к тем, кто решил выбрать одну из таких профессий. Прежде всего, это интерес к новому, а также творческое мышление и воображе­ние - способность легко отказываться от привычного хода мысли, искать новые варианты решений проблем.

Профессии, связанные с ручными орудиями труда (Р) . При любом уровне технического прогресса сохраняется ручной труд: он используется для сборки, монтажа, налаживания, ремонта и регулирования различных технических устройств. При работе с ручными инструментами необходимы такие качества, как координированность движений (точная дозировка их по силе, расстояниям и направлению усилий), высоко развитая мышечно-суставная чувствительность, развитое наглядно-действенное прак­тическое мышление, особый интерес к самому процессу труда, а не только результату работы.

Профессии, связанные с использованием машин (М). Эти профессии предъявляют к работникам требования к следующим качествам: координированность движений, быстрота реакции и предусмотрительность, готовность к экстренным действиям, сочетающаяся со спокойствием и уравновешенностью, практиче­ское техническое мышление.

Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов и других технических комплексов (А). Хорошо отлаженный станок с числовым программным управлением, автоматическая линия или технологический робот высвобождают человека как звено управления. Он наблюдает за их работой и при необходимости (для регулировки, ремонта) вызывает нужного специалиста. Среди качеств личности, необходимых работникам для выполнения своих обязанностей по профессиям этого отдела, следует отметить устойчивость внимания и наблюдательность; хорошо развитое воссоздающее воображение - способность мыс­ленно представлять невидимые предметы, их соотношения.

Профессии, связанные с использованием функциональных орудий труда (Ф). Прежде всего, уточним, что понимается под этим термином: это выразительные средства поведения, речи (учитель); организм человека, его подсистемы, органы (балерина, спортс­мен); зафиксированные в речи правила, планы поведения, деятельности (программист-вычислитель и др.); эталоны органов чувств (дегустатор, кулинар). Функциональные средства имеют место в любом труде. Но в ряде профессий они являются основными. Секрет мастерства и успеха работающего прямо зависит от того, как он владеет этой группой орудий оснащения деятельности. Функциональные орудия незримы. Аппаратчик химического производства, например, мысленно прослеживает сложнейшие цепи, схемы недоступных наблюдению процессов, в уме ведет те или иные химические реакции. А внешняя сторона его деятельности - изменение положения различных вентилей, регу­лирующих поступление того или иного вещества, изменяющих режимы производства и т. д.

Вот некоторые качества, без которых человек не добьется успеха при осваивании профессии данного отдела: способность удерживать в уме множество правил, сведений, оперировать ими, т. е. хорошая память; высокоразвитая способность самоконтроля и самоуправления.

Профессии, связанные с работой в определенных условиях. Работа в помещении с микроклиматом, близким к бытовым нормам (б), никаких особых требований к здоровью человека не предъявляет. Те же, кто работает на открытом воздухе (о) или в необычных условиях (н), например под водой, в непосредственной близости от огня, под землей и др., должны отличаться особой выносливостью, крепким физическим здоровьем. Если человек трудится в условиях повышенной моральной ответственно­сти (м) за здоровье, жизнь и психическое развитие людей или несет бремя материальной ответственности за большие общественные ценности, то он должен обладать высоким уровнем развития моральных качеств.

Итак, вы познакомились с основными требованиями, которые предъявляют к специалисту различные подразделения классифика­ции профессий. Теперь, составив формулу той или иной профессии, вы даже без тщательного анализа содержания самой деятельности можете выявить большинство основных требований, определяю­щих профессиональную пригодность работающего.

Покажем это на примере профессии токаря. Формула профессии: Т Пр М б. Каждый, кто выбирает эту профессию, должен учесть, что от работника требуется аккуратность, исполнительская дисциплина, развитое техническое мышление, интерес к процессу труда и его результату, склонность к практиче­скому влиянию на обрабатываемый материал. У станка токарь стоит 8 ч, задания могут меняться в течение дня, поэтому ему должны быть присущи высокая активность и работоспособность. У токаря должна быть хорошая координация движений, быстрая реакция, готовность к экстренным действиям, сочетающаяся со спокойствием и уравновешенностью.

Если требования, предъявляемые профессией к работающему, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности. Другими словами, профпригодность - эта гармония человека и его дела.

Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как успешность овладения профессией и удовлетворенность че­ловека своим трудом.

В основе первого показателя лежат, прежде всего, способности индивидуума. Под этим термином обычно понимают такие индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не

сводятся к знаниям, привычкам, навыкам. Наличием способностей часто объясняют легкость и быстроту приобретения этих знаний и умений. Хочется обратить ваше внимание на то, что в определе­нии категорий способности есть три существенных признака, и только тогда можно говорить о той или иной черте человека как о способности, если ей присущи все эти признаки. При отсутствии хотя бы одного из них нельзя считать рассматриваемую черту способностью.

Разберем сказанное на таком примере. Человек быстро усваивает новые движения и позы; можно ли это считать его способностью? Да, потому, что, во-первых, это его психологическая способность (двигательная память), во-вторых, эта особенность способствует его успеху в занятии, например, спортом и, в-третьих, эта особенность не сводится к знаниям и умениям (человек, имеющий хорошую двигательную память может и не быть спортсменом).

В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать разные способности, ведь мы не знаем, сколько труда потратил тот или иной человек.

Мы говорим, что учащийся обладает хорошими математи­ческими способностями, если он при прочих равных условиях быстрее, чем его товарищи, усваивает доказательства теорем, находит новые способы решения задач. Или литературные спо­собности проявляются в том, что человек оригинально письменно излагает свои мысли.

Итак, способности - это возможность достижения высокого уровня мастерства в том или ином деле. Различают общие и специальные способности. Общие способности необходимы для широкого круга занятий. К общим способностям относятся такие качества, как трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность. Эти качества важны во всех профессиях и видах деятельности. Специальные способности - это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относится зрительная память, понимание лю­дей, хорошо развитая чувствительность рук.

Успешная работа по любой профессии и специальности возможна только при сочетании общих и специальных способно­стей.

Способности проявляются только в деятельности, причем в той, с которой связаны, т. е. деятельность не может успешно осуществляться без наличия этих способностей. Так, нельзя, например, говорить, что у человека нет музыкальных способ­ностей, если он никогда не пробовал играть ни на одном музы­кальном инструменте или петь. Значит, чтобы выявить свои спо­собности, надо действовать.

Способности человека не являются врожденными. Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т. е. с определенными физиологическими особенностями строения мозга, органов чувств и движения. Они-то и выступают в ка­честве природных предпосылок развития способностей. Однако задатки многозначны и поэтому никогда не предопределяют прямо развитие конкретных способностей. На основании одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований деятельности, которой занимается человек. Проявляясь в конкретной деятельности, способности в ней же развиваются и формируются. Вспомните известное изречение: нельзя научиться плавать, стоя на берегу реки. Систе­матические занятия учащегося, например, электротехникой мо­гут развить его технические способности, в результате он будет быстрее и лучше других разбираться в чертежах и схемах, слож­ных приборах и машинах. Упорные тренировки могут развить, казалось бы, на первый взгляд слабые способности спортсмена. Показательна в этом отношении биография Елены Мухиной, чемпионки СССР и мира по спортивной гимнастике. В детстве тренер считал ее неперспективной и даже отчислил из секции.

Каждому человеку свойственны определенные способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно и судят о его профессиональной пригодности.

О непригодности человека к определенному труду можно говорить в том случае, если у него имеются отклонения в состоя­нии здоровья, которые будут усугубляться в процессе этой деятельности или мешать ее выполнению. Поэтому для того, чтобы не совершить ошибки при выборе профессии, всем, кто стоит на пороге самоопределения, необходимо предварительно проконсультироваться с врачом.

Противопоказания могут быть не только медицинские. Существует широкий спектр специальностей и профессий, для которых важно иметь специальные способности, причем отсутствие их невозможно компенсировать. К таким профессиям относятся музыкальные, художественные, литературно-сценические и целый ряд других.

Высший уровень профессиональной пригодности (в том случае, когда речь идет о правильном выборе профессии) подразумевает наличие у человека явных признаков определенных качеств, необходимых для избираемой деятельности. Тогда говорят о призвании.

Часто случается так, что у выбирающего ту или иную профессию нет явных противопоказаний к ней, но нет и качеств, уровень развития которых свидетельствовал бы о призвании. Такой человек может выбрать эту профессию, и не исключено, что сможет в дальнейшем успешно трудиться. Правда, успех будет зависеть от активности в овладении профессией и дальнейшей трудовой деятельности.

Бывает и так, что человек обладает ярко выраженными качествами, которые соответствуют требованиям целой группы профессий. Какую из них выбрать, подскажут интересы и склонно­сти (о том, что это такое и как их определять, вы узнаете дальше).

В том случае, если у человека нет необходимых для избираемой деятельности способностей, он может пойти по одному из двух путей: либо отказаться от своего выбора и переключиться на что-либо другое, близкое, либо вспомнить о замечательном свойстве психики человека - компенсации.

Компенсация способностей - это возмещение недостающих или плохо развитых качеств за счет более ярко выраженных личных качеств. Например, медлительность во многих случаях можно компенсировать предусмотрительностью и тщательностью; плохую память - систематичным ведением записей, использовани­ем картотеки и т. д.

Профессиональная пригодность - формируемое качество и во многом находится в руках самого человека. Из литературных источников известны примеры того, как люди преодолевали свои недостатки. Так, физически слабый, малорослый А. В. Суворов смог стать выдающимся полководцем, а страдающий заиканием Цицерон - знаменитым оратором. Поэтому важно заниматься самовоспитанием.

Изменчивость профпригодности обусловливается изменчиво­стью не только качеств человека, но и самой деятельностью, научно-техническим прогрессом. Например, изменяются орудия труда, соответственно изменяются и требования профессии к человеку.

Каждому выбирающему профессию важно попробовать себя в разнообразных видах деятельности и научиться выявлять и развивать свои способности. Как это сделать, будет рассказано дальше.