Виктор Петрович Макеев: биография. Виктор петрович макеев И п макеев а г

Макеев Виктор Петрович – выдающийся советский учёный и конструктор, создатель отечественной школы морского ракетостроения.
Родился 25 октября 1924 года в селе Протопопово (ныне – посёлок имени Кирова Коломенского района Московской области) в семье рабочего Коломенского машиностроительного завода. Работал с 1939 года на авиационном заводе № 22 в Москве (с 1941 года – в эвакуации в Казани) чертёжником и конструктором. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного производства самолётов Пе-2.
Учился на вечернем отделении Казанского авиационного института (1942), затем был переведён на дневное отделение Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (1944), который окончил в 1948 году. В 1950 окончил Высшие инженерные курсы при Московском высшем техническом училище имени Н.Э.Баумана. С 1947 года (параллельно с учёбой) работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором. Участник создания оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. В 1950-1952 годах - на аппаратной работе, инструктор отдела рабочей молодёжи ЦК ВЛКСМ. С 1952 года - вновь ведущий конструктор в ОКБ-1.
В 1955 году по предложению С.П.Королёва назначен главным конструктором СКБ-385 (впоследствии - КБ машиностроения). С 1963 года - начальник предприятия и главный конструктор, с 1977 года - начальник КБ машиностроения и генеральный конструктор. Под его руководством КБ машиностроения стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвлённая кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за создание ракеты Р-13 Макееву Виктору Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Результат деятельности В.П.Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий – три поколения морских ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами: Р-21 – первой ракетой с подводным стартом (1963); Р-27 – первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 – первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р – первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 – первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983); Р-29РМ – БРПЛ наивысшего в мире энерго-массового совершенства. В 1962 году КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО Скад.
Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был В.П.Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объёмов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 октября 1974 года за создание комплекса с ракетой РСМ-40 Макеев Виктор Петрович награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
Автор 32 основополагающих изобретений, более 200 печатных работ, в том числе монографий. В.П.Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. С 1960 по 1981 год – профессор, заведующий кафедрой летательных аппаратов в Челябинском политехническом институте, в 1981-1985 годах – заведующий кафедрой проблем энергомашиностроения Московского физико-технического института. Инициатор сотрудничества с АН СССР отраслей промышленности и высшей школы в области механики конструкций из композиционных материалов. Возглавляемый им Научный совет АН СССР по названной проблеме играл важную роль в координации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В.П.Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом АН СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 годы.
Под руководством и при непосредственном участии В.П.Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. Значителен его вклад в развитие Миасса. При содействии В.П.Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.
Депутат Верховного Совета СССР (1966-1985), член ЦК КПСС (1971-1985).
Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 25 октября 1985 года, в день своего 61-летия. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Награждён пятью орденами Ленина (20.04.1956, 17.06.1961, 28.04.1963, 24.10.1974, 24.10.1984), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (6.06.1945).
Академик АН СССР (1976). Доктор технических наук (1965). Профессор (1962).
Лауреат Ленинской премии (1959), трёх Государственных премий СССР (1968, 1978, 1983). Награждён золотой медалью АН СССР имени С.П.Королёва АН СССР (1974).
Почётный гражданин города Миасс (1997, посмертно).
В 1991 году КБ машиностроения присвоено имя В.П.Макеева (ныне – ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В.П.Макеева»). Его именем названы проспект в Миассе, улица в Коломне, судно Северного флота ВМФ РФ. Установлены памятники в Миассе, Коломне, Челябинске и посёлке Нёнокса Приморского района Архангельской области. Установлены мемориальные доски на доме, где жил В.П.Макеев в Миассе и в Северодвинске, на зданиях, где работал в Златоусте и в Миассе. Учреждены премия его имени в российской Академии наук (1988), стипендии его имени во многих высших учебных заведений страны. Федерация космонавтики страны учредила медаль «Имени академика В.П.Макеева».

Макеев Виктор Петрович родился в г. Коломне Московской обл. Окончил МАИ им. С. Орджоникидзе (1948), Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н.Э. Баумана (1950), дтн (1965), член-корреспондент (1968), академик АН СССР (1976). Работал в 0КБ-1 НИИ-88 МОП, г. Калининград Московской обл. (1947-1950; 1952-1955): инженер, ведущий конструктор ракеты Р-11. С 1955 по 1985 г. работал в СКБ № 385 (КБ машиностроения), г. Златоуст, г. Миасс Челябинской обл.: главный конструктор, с 1963 г. - главный конструктор и начальник, с 1977 г. - генеральный конструктор и начальник КБ машиностроения. Участник создания оперативно-тактической ракеты Р-11, первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. По рекомендации С.П. Королева назначен главным конструктором КБ, в которое передали работы над ракетами Р-11, Р-11М, Р-11ФМ. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), принятых на вооружение в СССР, в том числе БРПЛ Р-21 - первой ракеты с подводным стартом (1963), БРПЛ Р-27 - первой ракеты с заводской заправкой топливом, ставшей наиболее массовой морской ракетой (1968), БРПЛ Р-29 - первой морской межконтинентальной ракеты (1974), БРПЛ Р-29Р - первой морской межконтинентальной ракеты с разделяющейся головной частью (1977), ракеты Р-39 - первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983), ракеты Р-29РМ - БРПЛ наивысшего в мире энергомассового совершенства (1986). Главный конструктор оперативно-тактической ракеты Р-17 или SCUD-B (1962); единственной в мире противокорабельной баллистической ракеты Р-27К, эксплуатировавшейся на одной подводной лодке (1975). Создатель и руководитель отечественной школы морского ракетостроения, достигшей мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам, обеспечившей организацию и сопровождение серийного производства и эксплуатации стратегических морских ракетных комплексов на флотах. К основным приоритетным решениям относятся: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя; исключение объемов по длине ракеты, не используемых под топливо; применение астрокоррекции на боевых ракетах; создание трехступенчатой боевой ракеты; использование детонирующих удлиненных зарядов для разрушения и отделения элементов ракеты в полете; использование поясной амортизации из эластомерных материалов, в том числе размещенной на ракете; заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков заваркой заправочно-дренажных клапанов; транспортировка собранных ракет в заправленном состоянии с заводов-изготовителей. Председатель Научного совета АН СССР по механике конструкций из композиционных материалов (1977-1985). Доцент, заведующий кафедрой, профессор Челябинского политехнического института (1960-1962), заведующий кафедрой МФТИ (1981-1985). Депутат Верховного Совета СССР (1966-1985). Кандидат в члены, член ЦК КПСС (1971-1985). Автор 32 изобретений, более 200 печатных работ, в том числе монографии. Лауреат Ленинской (1959), Государственных (1968,1978,1983) премий СССР. Дважды Герой Социалистического Труда (1961,1974). Награжден орденами Ленина (1956,1961,1963. 1974,1984), Октябрьской Революции (1971), медалями СССР, золотой медалью им. С.П. Королева АН СССР (1974). Почетный гражданин города Миасса Челябинской обл. (1997, посмертно). Его имя носит Акционерное Общество "Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева". Его именем названы проспект в г. Миассе, улицы в г. Коломне и г. Челябинске, судно Северного флота ВМФ РФ. Установлены памятники в г. Миассе, г. Коломне, пос. Ненокса Архангельской обл.; мемориальные доски в г. Москве на здании Московского авиационного института имени С. Орджоникидзе, где он учился; в г. Миассе и г. Северодвинске на домах, где он жил; в г. Златоусте и в г. Миассе на зданиях, где он работал. Учреждены стипендии его имени в МАИ, МФТИ, Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова. Федерация космонавтики учредила медаль им. академика В.П. Макеева (1991) и медаль имени академика В.П. Макеева УрО РАН (2015). Учреждена премия им. В.П. Макеева (1988).

Продолжая разговор о разносторонности человека, есть повод вспомнить академика Виктора Петровича Макеева. Его именем названы улицы в Челябинске в районе Тополиной аллеи, Миассе и Коломне, именные стипендии в ЮУрГу, ЧелГУ, МАИ, МФТИ, ВМА им. Кузнецова. Федерация космонавтики России учредила медаль им. академика В. П. Макеева. Но самое главное – имя академика Макеева носит Государственный ракетный центр (ОАО "ГРЦ Макеева").
Сегодня, 25 октября, - день рождения и день смерти выдающегося ученого, создателя и руководителя отечественной школы морского ракетостроения, генерального конструктора стратегических ракетных комплексов с баллистическими ракетами подводных лодок Военно-Морского флота Виктора Петровича Макеева .


С Челябинском его связывает и преподавательская работа - с 1960 по 1981 год Виктор Петрович - профессор, зав. кафедрой летательных аппаратов в ЧПИ (ЮУрГУ). Это сейчас мы знаем много о Викторе Петровиче. Знаем и открыто можем говорить о ГРЦ, а раньше – все было засекречено, ГРЦ назывался КБМ (Конструкторское Бюро Машиностроения), а уж о том, что там делали и кто это все возглавлял, мало кто знал. В 1955 году, после совместной работы с Сергеем Павловичем Королевым и по его рекомендации, В.П.Макеев назначен главным конструктором СКБ-385 (КБМ, ГРЦ). Результатом более чем 30-летней деятельности В.П. Макеева как генерального конструктора КБ машиностроения, стали три поколения стратегических ракетных комплексов морского базирования. Уральский дракон - это прозвище военные Пентагона дали Виктору Петровичу Макееву. Возглавляемое им КБ в Миассе противостояло американской военно-морской промышленности. И если в начале 60-х годов мы уступали США в дальности, точности и мощности боезаряда, то с начала 70-х мы вырвались вперед и больше не уступали лидерства.

При непосредственном участии Виктора Петровича Макеева в Миассе вырос современный город ракетостроителей - машгородок.

Под руководством и участии В. Макеева велось строительство машгородка с торговым центром, гостиницей «Нептун», дворцами культуры «Прометей» и «Юность» и дворцом спорта «Заря» с бассейном и спортивными залами, кинотеатром «Восток».

Значителен его вклад в развитие города. При его содействии решались вопросы строительства и финансировании важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, Иремельского водохранилища промышленных водоводов, проектирование и строительство троллейбусного сообщения "Вокзал-машгородок", телевизионной вышки, ее оснащения аппаратурой цветного телевидения, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.

Многогранность таланта, неиссякаемое трудолюбие, умение видеть перспективу, простота, общительность, любовь к спорту и бережное отношение к прекрасной уральской природе - таким запомнился Генеральный конструктор Виктор Петрович Макеев.

Это был яркий многогранный человек, обаятельный, красивый, даже артистичный, Личность с большой буквы. Он очень любил природу, хорошую музыку, поэзию. Любил историческую литературу, Карамзина, Пикуля, научную фантастику, наизусть читал Высоцкого, Есенина, Блока, Гёте, Шота Руставели, Омара Хайяма. У него была большая замечательно подобранная библиотека. Обожал Высоцкого, собирал его записи, находил в его лирике что-то личное.

Макеев уделял большое внимание библиотечным фондам, их пополнению. Чтение в КБ с его лёгкой руки было массовым. Книги брали с собой всюду – в походы, командировки, столовые. Он считал, что инженеры, технические работники должны быть культурными, начитанными людьми.

В Челябинской галерее проходила выставка рисунков Нади Рушевой. На предложение о выезде в Миасс последовал решительный отказ. Это исключено. Каждый рисунок вмонтирован между двумя стёклами – малейшая случайность и будет порван. По указанию Макеева были изготовлены специальные ящики с упаковкой, и на 5 дней выставка была привезена в Миасс. Виктор Петрович два часа осматривал выставку. Особенно понравилась ему пушкинская тема. Это он настоял, чтобы в Машгородке вместо тополей были высажены липы. Он любил Тургояк, восхищался им, это было место его отдыха.

При Макееве в Машгородке кипела бурная театральная и музыкальная жизнь. Проходили сольные концерты Бориса Штоколова, Владимира Атлантова, Леонида Сметанникова, Марии Биешу. Приезжал оркестр Евгения Светланова. Из театра «Современник» с авторскими концертами приезжали Олег Табаков, Константин Райкин, Игорь Кваша, Валентин Гафт. Было множество авторских концертов артистов эстрады: Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Сергея Захарова, Софии Ротару, киноактёров: В. Тихонова, Л. Гурченко, В. Ланового, С. Юрского, И. Костолевского, Н. Мордюковой.

«Жизнь, отданная флоту» - так говорят о Макееве моряки. Он любил флот море, часто бывал на кораблях, ходил в плавание, был романтикам моря и очень любил песни о море. Самыми любимыми были «И всё-таки море останется морем» и «Усталая подлодка». Нравилась ему и песня «Белые крылья» в исполнении Ободзинского. Не любил малодушия, лжи, непорядочности.

Хочется вспомнить его слова, актуальные и сейчас: «Руководить – значит предвидеть», «В творческом деле нужны творцы, а не подчинённые», «Нет ничего сложнее, чем работать с людьми».

Жизнь Макеева – образец высокой профессиональной и общечеловеческой культуры, пример для инженеров и руководителей. Его деяния принадлежат истории. «Не важно сколько лет прожить, важно - сколько успеть сделать» - говорил он.

В.П. Макеев - доктор технических наук (1965), академик АН СССР (1976, член-корреспондент АН СССР 1968), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской (1959 ) и Государственных премий (1968, 1978, 1983), дважды Герой Социалистического Труда, кавалер многих орденов и медалей. За выдающиеся достижения в области создания эффективных образцов новой техники Президиум Академии наук СССР наградил В.П. Макеева Золотой медалью им. С.П. Королева. Награжден орденами: Ленина (1956, 1961, 1963, 1974, 1984), Октябрьской Революции (1971), медалями.

Хотите больше узнать об этом замечательном человеке, приоткрыть особо секретную, долго неизвестную область - историю создания отечественного стратегического оружия Военно-Морского Флота, прочтите книгу В. А. Пяткина «Генеральный конструктор В. П. Макеев». - Челябинск, 2004. Эта книга есть у нас, в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина (ул. Коммуны. 69).

В городе - осень, ах в городе - осень,
Над Лепешковою вновь то ли дождь, то ли снег.
И снова глядят побелевшие сосны,
Как Млечным Путем застывает проспект.
Снова октябрь над Миасской долиною вьется,
Снежною стаей кружит над Лысой горой,
Белыми-белыми-белыми крыльями бьется,
Будто зовет за собою в полет неземной.

Как пальцы по струнам походной гитары, бегут.
А где-то, а где-то ребята в усталых подлодках
Песню о крыльях, о крыльях опять запоют.
Ну что ж тут поделать - полет этот был неизбежен,
Встречи-разлуки судьбою нам всем суждены.
Но на земле остаются Любовь и Надежда,
Работа и Память, и Песни, что создали мы.
Пусть в чертежах и стендах музейных
Замерли... замерли старты звездных ракет,
В разлуку не веря, подросшие ели
Вышли, встречая тебя, на проспект,
А где-то, а где-то холодные белые волны,
Как пальцы по струнам походной гитары, бегут.Фото с сайта
http://makeyev.ru/

Макеев Виктор Петрович (25.10.1924, пос. им. Кирова, ныне адм. терр. г. Коломны Московской обл.— 25.10.1985, Москва), конструктор баллистич. ракет, создатель отеч. школы мор. ракетостроения, доктор технических наук (1965), академик АН СССР (1976; член-корреспондент с 1968), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской премии (1959), 3-х Гос. пр. СССР (1968, 1978, 1983), почётный гражданин г. Миасса (1997, посмертно). Трудовую деятельность начал в 1939 учеником чертежника; затем чертежник на авиац. з-де в Москве (в 1941 предпр. эвакуировано в Казань). За проявл. умение решать конструкторские задачи в условиях напряж. серийного пр-ва самолетов Пе-2 был награжден мед. «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Совмещая работу с учебой, окончил ср. школу; с 1942 учился на вечернем отделении Казанского авиац. ин-та. В 1944 переведен на дневное отделение Моск. авиац. ин-та; в 1948 окончил ин-т, в 1950 — Высшие инж. курсы при МВТУ. В период обучения с 1947 работал в Особом КБ С. П. Королёва (ОКБ-1) НИИ-88 (Калининград Моск. обл.): техник, инженер, ведущий конструктор. Участник создания оперативно-тактич. ракеты Р-11 и первой мор. баллистич. ракеты Р-11ФМ. В 1950—52 инструктор отдела рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ. В июне 1955 по рекомендации Королева назначен гл. конструктором СКБ-385 (Златоуст. Миасс), в к-рое были переданы работы по ракетам Р-11, Р-11М, Р-11ФМ. Позднее СКБ-385 переим. в КБ машиностроения (ныне гос. ракетный центр «КБ им. академика В. П. Макеева»). Деят-сть М. была направлена на создание и становление нового направления отеч. ракетостроения — разработку баллистич. ракет подводных лодок (БРПЛ). С 1963 нач. предпр. и главный конструктор (с 1977 ген. конструктор). Под его рук-вом КБ стало ведущей науч.-конструкторской орг-цией страны; была сформирована разветвл. кооперация НИИ, заводов- изготовителей, испытат. полигонов, решавшая (и решающая ныне) задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для ВМФ. Результатом деят-сти М., возглавляемого им КБ и обширной кооперации предпр. стало создание 3 поколений мор. ракетных комплексов, принятых на вооружение, в т. ч. комплексы с ракетами: Р-21 — первой ракетой с подводным стартом (1963), Р-27 — первой ракетой с заводской заправкой топливом, ставшей наиб. массовой отеч. БРПЛ (1968), Р-29 — первой мор. межконтинент. ракетой (1974), Р-29Р — первой мор. межконтинент. ракетой с разделяющейся головной частью (1977), Р-39 — первой отеч. твердотопливной БРПЛ межконтинент. дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983), Р-29РМ — БРПЛ наивысшего в мире энергомассового совершенства (1986). В 1962 КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактич. комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата (кодовое наим. НАТО — «Sc u d-В»). Под рук-вом М. работал совет гл. конструкторов (существует и поныне) — коллективный орган, решавший весь комплекс техн. и организационных проблем, особенно находившихся на стыке сфер деят-сти различных орг-ций и предпр. Отеч. школа мор. ракетостроения, создателем и рук. к-рой стал М., достигла мир. приоритета в ряде тактико- техн. характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Среди осн. решений — размещение двигателей внутри баков горючего и окислителя; практически полн. исключение объ емов ракеты, не используемых под топливо; применение астрокоррекции на боевых ракетах; использование поясной амортизации из эластомерных мат-лов, в т. ч. размещ. на ракете; заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков (заваркой заправочно-дренажных клапанов); транспортировка ракет с заводов-изготовителей в заправл. состоянии. Под рук-вом М. создана уник. лабораторно-эксперимент. база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет и решающая задачи отраслевого уровня. Ученый внес весомый вклад в дело подготовки инж. и науч. кадров для ракетостроения. В 1960—81 профессор, зав. кафедрой летат. аппаратов в ЧПИ, в 1981—85 зав. кафедрой проблем энергомашиностроения МФТИ. Инициатор сотрудничества АН СССР, предпр. отраслей пром-сти и учреждений высшей школы в области механики конструкций из композиционных мат-лов. Возглавляемый им науч. совет АН СССР по этой проблеме играл важную роль в координации науч. исслед. и проведении расчетно- эксперимент. работ. Выполн. под рук-вом и при участии М. исслед. и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных мат-лов были признаны президиумом АН СССР одним из важных достижений в области механики за 1981—85. М. один из организаторов стр-ва Машгородка (Миасс). При его участии решались вопросы возведения и финансирования важных объ ектов города: ТЭЦ, ЛЭП, Иремельского водохранилища и пром. водоводов, троллейбусного сообщения «Вокзал — Машгородок», телевизионной вышки и ее оснащения аппаратурой цветного телевещания, здания йового вокзала и др. М. авт. монографий, многочисл. науч. трудов, 32 внедр. изобретений в области ракетной техники. В 1991 КБ машиностроения присвоено его имя. Именем М. названы также проспект в Миассе, улицы в Коломне и Чел., корабль Сев. флота (см. «Академик Макеев»), уч. центр ракетно-космич. техники ЮУрГУ. В честь ученого установлены: 2 бюста в Миассе (копии скульптуры Л. Н. Головницкого) авт. проектов В. Н. Суслин, Ю. А. Федоров) на территории КБ машиностроения (открыт 25 окт. 1986; мат-л — тонир. алюм. сплав, кр. гранит) и перед Дворцом культуры и техники «Прометей» (открыт 25 окт. 1999; мат-л — тонир. алюм. сплав, серый гранит), бюсты в пос. Пенокса Архангельской обл., в Коломне и Чел. (ЮУрГУ); мемориальные доски на доме, где жил М. в Миассе (открыта 25 окт. 1994; представляет собой стилизов. волну и бюст в 1/3 натуры; мат-л — тонир. алюм. сплав; авт. проекта Федоров, скульптор В. Н. Ефимов), на зданиях, где он работал в Миассе и Златоусте. Стипендии его имени учреждены в ЮУрГУ, Моск. авиац. ин-те и МФТИ, Воен.-мор. академии им. Н. Г. Кузнецова. Ежегодно проводятся науч. конф. памяти М.— Макеевские чтения. Учреждены медаль им. академика В. П. Макеева Федерации космонавтики России (1991), премия им. В. П. Макеева (1988). М. награжден 5 орд. Ленина (1956, 1961, 1963, 1974, 1984), орд. Октябрьской Революции (1971), медалями СССР, золотой мед. им. С. П. Королева АН СССР (1974). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Макеев Виктор Петрович

Дата и место рождения:
25.10.1924 , пос. им. Кирова Коломенского района Московской обл.

Дата смерти:
25.10.1985

Год присвоения звания:
1996 . Постановление Главы администрации от 23.10.96 г. № 689-1


Конструктор баллистических ракет, создатель отечественной школы морского ракетостроения, доктор технических наук (1965), член-корреспондент АН СССР (1968), академик АН СССР (1976), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской (1959) и Государственных премий (1968, 1978, 1983), почетный гражданин города Миасса (1997, посмертно).

Свою трудовую деятельность Виктор Петрович начал по окончании 7 класса в 1939 году учеником чертежника на авиационном заводе в Москве. С 1941 года он работал в Казани, куда завод эвакуировали после начала войны. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного производства самолетов Пе-2. Совмещая работу с учебой, окончил школу. С 1942 года учился на вечернем отделении Казанского авиационного института. В 1944 г. был переведен на дневное отделение Московского авиационного института, который окончил в 1948 году. В 1950 г. окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Баумана. С 1947 г. параллельно с учебой в МАИ, В. Макеев работал в Особом конструкторском бюро С.П. Королева техником, инженером, ведущим конструктором (до 1955 г.). Он был участником создания оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой баллистической ракеты Р-11 ФМ. В 1950-1952 годы работал инструктором отдела рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ.

В июне 1955 года 30-летнего Виктора Макеева, по предложению С.П.Королева, направляют на Урал главным конструктором незадолго до этого созданного Специального конструкторского бюро № 385 (СКБ-385) - КБМ. Именно здесь все последующие годы он руководил коллективом, отдавая свой талант конструктора, ученого, организатора.

За это время КБ машиностроения становится ведущей научно-конструкторской организацией страны. Под руководством Виктора Петровича сформировалась разветвленная кооперация научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решающая задачи разработки, изготовления, испытания и эксплуатации баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) в интересах Военно-Морского флота.

Итогом деятельности Макеева явилось создание отечественной школы морского ракетостроения. Три поколения морских ракетных комплексов, оперативно-тактическая сухопутная ракета, известная в мире под именем "Скид", все современные БРПЛ - результат творчества В.П.Макеева, плоды труда руководимого им конструкторского бюро. Он также руководил работой Научного совета АН СССР по механике конструкций из композиционных материалов, объединившего усилия крупнейших ученых страны и ведущих конструкторских и технологических организаций в деле создания новых материалов и эффективных конструкций.

Под руководством и участии В. Макеева велось строительство машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта.

Значителен его вклад в развитие города. При его содействии решались вопросы строительства и финансировании важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, Иремельского водохранилища промышленных водоводов, проектирование и строительство троллейбусного сообщения "Вокзал-машгородок", телевизионной вышки, ее оснащения аппаратурой цветного телевидения, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.

Награжден орденами: Ленина (1956, 1961, 1963, 1974, 1984), Октябрьской Революции (1971), медалями.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В 1991 году КБ машиностроения присвоено имя В.П. Макеева - ныне Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный ракетный центр "КБ им. Академика В.П. Макеева". Его именем названы проспект в Миассе, улица в Коломне, судно Северного флота ВМФ РФ. Установлены бюсты в Миассе, Коломне, пос. Ненокса Архангельской области, в ЮУрГУ. Установлены мемориальные доски на доме, где жил Макеев в Миассе, на зданиях, где работал в Златоусте и в Миассе. Учреждены стипендии его имени в ЮУрГУ, Московском авиационном институте, Московском физико-техническом институте, Военно-морской академии им. Кузнецова.

Федерация космонавтики страны учредила медаль "Имени академика В.П. Макеева". Совместным решением администрации, партийного и профсоюзного комитетов и комитета ВЛКСМ КБ машиностроения в мае 1988 г. учреждена премия им. В.П. Макеева.

Многогранность таланта, неиссякаемое трудолюбие, умение видеть перспективу, простота, общительность, любовь к спорту и бережное отношение к прекрасной уральской природе - таким запомнился Генеральный конструктор Виктор Петрович Макеев.

    В городе - осень, ах в городе - осень,
    Над Лепешковою вновь то ли дождь, то ли снег.
    И снова глядят побелевшие сосны,
    Как Млечным Путем застывает проспект.
    Снова октябрь над Миасской долиною вьется,
    Снежною стаей кружит над Лысой горой,
    Белыми-белыми-белыми крыльями бьется,
    Будто зовет за собою в полет неземной.



    Песню о крыльях, о крыльях опять запоют.
    Ну что ж тут поделать - полет этот был неизбежен,
    Встречи-разлуки судьбою нам всем суждены.
    Но на земле остаются Любовь и Надежда,
    Работа и Память, и Песни, что создали мы.
    Пусть в чертежах и стендах музейных
    Замерли... замерли старты звездных ракет,
    В разлуку не веря, подросшие ели
    Вышли, встречая тебя, на проспект,
    А где-то, а где-то холодные белые волны,
    Как пальцы по струнам походной гитары, бегут.
    А где-то, а где-то ребята в усталых подлодках
    О главном конструкторе песню тихонько поют.
    О. Антонова