Профессиональное самоопределение личности учащегося. Самоопределение старших школьников Профессиональное самоопределение учащихся

Профессиональное самоопределение молодёжи часто проходит стихийно, что выливается в текучесть кадров на производстве, в неустроенность судеб людей. Этим обуславливается необходимость информирования старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения.

Цель просвещения: сформировать представление о профессиональном самоопределении, ознакомить учащихся с принципом обоснованного выбора профессии с учетом интересов, способностей и особенностей современного рынка труда.

Задачи, конкретизирующие цель работы: сформировать общее представление об основных условиях успешного выбора профессии; рассказать о различных типах профессий; познакомить с возможными типичными ошибками при выборе будущей профессии.

Содержание психологического просвещения:

  1. Условия выбора профессии;
  2. Классификация профессий;
  3. Мотивы выбора профессии.

Ключевые понятия: профессия, самоопределение, мотивы, интересы, склонности, способности, типы профессий.

Целевая аудитория: учащиеся 8–ых классов.

Форма проведения занятия: лекция.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Научно-методическое и материально-техническое обеспечение: мультимедийная презентация на тему «Профессиональное самоопределение: как найти свою будущую профессию», раздаточный материал с основными рекомендациями, касающимися выбора профессии.

Литература:

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.
  2. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988
  3. Газарян Спартак Суренович. Ты выбираешь профессию. - 2-6 изд., дораб. и доп. - М.:Мол.Гвардия, 1985 г.
  4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы - СПб: Издательство «Питер», 2000.
  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
  6. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. по­собие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Выбор профессии как самоопределение личности.

Профессия – (PROFESSIO – официально указанное занятие, специальность, от PROFITEOR – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый. Но равно верно и то, что в один момент времени человек может делать что-то одно. А так как жизнь ограничена, он может сделать лишь несколько отдельных дел. Чтобы «стать действующим» человек должен расстаться с бесконечностью, которой он обладал лишь в возможности, так как реально он может не все, а лишь что-то. Так возникает проблема выбора будущей профессии.

Согласно, И. Конц, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок», бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Условия, влияющие на выбор профессии

Условия выбора профессии являются разными сторонами (аспектами) обоснованного профессионального плана; в нём учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.

Условно, эти составляющие формулы профессий можно обозначить как «хочу», «могу», «надо».

«Хочу» - (интересы и склонности).

Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его.

Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.

«Могу» - (способности, состояние здоровья).

Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.

Достаточно ли этих знаний, чтобы правильно выбрать профессию?

Приведем шуточный пример: представим себе, что некий молодой человек хочет быть сборщиком кокосовых орехов. Он действительно хочет этого, и к тому же, обладает известной ловкостью и силой, чтобы лазать по пальмам. Но пальмы не растут в Беларуси и, соответственно, наш молодой человек не найдет себе применения в качестве сборщика кокосов.

Таким образом, помимо «Хочу» и «Могу» есть еще и третья составляющая, которую мы называем словом «Надо» – это потребности рынка труда. Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.

Отношение подростка к будущей профессии.

Выбор будущей профессии волнует не только одиннадцатиклассников. И в 8 классе ребята должны решить: куда идти дальше – в девятый класс, ПТУ, техникум?

Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателем социально-психологической зрелости подростка является именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке: появляется важнейший стержень личности – определенные цели, задачи, мотивы.

В подростковом возрасте детские формы мечты о профессии сменяются размышлениями о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало.

Многое может стимулировать появление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки интересуются многим, часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности – лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения разочарований. Подрезать «крылья мечты» подростка нельзя, но необходимо «приземлить» ее, доводить до его сознания мысль, что путь к успеху в любом деле устлан трудностями, а не розами.

Для многих подростков время обучения в 8-9 классах – период интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в действия, другие примеривают себя к разным вариантам будущего. Третьи думают о соответствии своих возможностей требованиям профессии, четвертые – собирают информацию о привлекающей профессии и учебном заведении, где ее получают. Подростки интересуются планами одноклассников, обсуждают сомнения, колебания, они отказываются от прежних мечтаний как от «детских». Многие склонны поддаваться влиянию авторитетных или более взрослых друзей. Периодически возникают споры и разногласия относительно разных профессий и того, где именно продолжать учение.

Ошибки, допускаемые при выборе профессий:

Мы можем выделить несколько типичных ошибок при выборе профессий. Зная об этих ошибках, вы сможете предостеречь себя и выбрать для себя именно ту профессию, которая в максимальной степени вам подходит.

  1. Неумение разобраться, оценить свои способности и мотивы выбора профессии.
  2. Отсутствие собственного решения в выборе профессии под влиянием некомпетентных лиц.
  3. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
  4. Перенесение отношения к человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию (как обратный эффект этой ошибки: выбравший престижную профессию человек, иногда полагает, что хорошее отношение людей к данной работе автоматически будет перенесено и на него).
  5. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации.
  6. Отождествление учебного предмета с профессией (пример: когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Школьная математика – лишь малая часть этой науки. Что касается, например, истории, то достаточно сказать, что описание только Великой Отечественной войны занимает в нескольких толстых томах больше страниц, чем весь школьный курс от древних времен до новейших. Так что одно дело - получать пятерки за основы, совсем другое - углубиться в науку или в профессию, связанную с ней).
  7. Пренебрежение к некоторым важным для общества профессиям.

Итак, мы и познакомились с самыми распространенными ошибками в выборе профессии. Возможно, это предостережет вас от случайности. Но не впадайте и в другую крайность – не воспринимайте все рассказанное как систему запрещающих знаков и не пугайтесь от малейшего сходства вашей собственной ситуации с каким-либо из прочитанных только что примеров. Все зависит от того, насколько серьезной для себя, и для общества, вы считаете задачу выбора работы, а также от того, насколько ответственно вы подойдёте к её решению.

Таким образом, можно сказать, что сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.

Управление выбором профессии.

В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется учителем.

Управление выбором профессии – одна из составных частей проблемы научного управления обществом. . В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления. К объективным факторам относятся:

Система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие.

К субъектным факторам относятся:

Возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.

Чтобы управление выбором профессии было действительно эффективным, крайне важно разобраться в сущности указанных выше двух слагаемых сторон предмета управления. Управление выбором профессии немыслимо без знания личности, ее структуры.

Человеческая личность чрезвычайно сложна. Она обладает как приобретенными при жизни качествами, так и биологическими свойствами, характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы и т.д.).

Управление профориентацией только тогда научно, когда строится с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, базируется на знании динамической функциональной структуры личности.

Требование изучать каждого школьника общепризнано. Однако в практике нередки случаи, когда учитель может подробно охарактеризовать одного -двух своих воспитанников, всем остальным он в состоянии дать лишь самую общую характеристику.

Бывает, что учитель неплохо знает ученика, но дать целостную характеристику направленности его личности (выделить склонности, интересы, способности, мотивы поведения, черты характера) затрудняется. Какое место занимает ученик в коллективе, каков его престиж среди одноклассников, как оценивают его товарищи, учителя, как сам он себя оценивает – такие вопросы часто и вовсе не ставятся отдельными педагогами.

Объясняется это целым рядом причин:

Отсутствием установки на изучение учащихся в целях профориентации;

Слабая психолого-педагогическая подготовка учителей;

Нежелание затруднять себя дополнительной работой;

Неимение доступных метод и методик изучения учащихся.

Современному выпускнику школы нужна характеристика, в которой оценки личностных качеств должны быть полными и точными. В характеристике необходимо указывать перспективу развития личности, прогнозировать ее будущее. Нельзя ограничиваться в характеристике учащегося указанием на его дисциплину, учебные оценки и общую активность.

Особое внимание нужно обращать на динамику интересов учащихся, на их склонности в процессе учебы. При этом крайне важно проектировать возможности развития способностей в процессе обучения. Если учитель заметит определенную направленность профессиональных интересов учащегося, настойчивость и упорство, проявляемое им, то он обязан отразить это в характеристике и убедить воспитанника, что даже при небольших способностях он может достичь успеха. Хотя не всегда просто помочь юноше или девушке определить свое призвание, тем не менее, нельзя признать нормальным, когда после окончания школы ученик не знает, способен ли он к чему-нибудь, где найти занятие по душе. Разглядеть индивидуальность, помочь раскрыться способностям и склонностям ученика под силу учителю, классному руководителю. Изучение учащихся – одно из необходимых условий выявления индивидуально психологических особенностей в целях правильного профессионального самоопределения.

«Восемь углов выбора профессии».

По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.

1) Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).

Дружеские отношения старшекласс² 耀ков уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

5) Способности.

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки

7) Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.

8) Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как до фессиональные увлечения – путь к будущему.

Классификация профессий

Можно выделить пять типов профессий.

Предметом профессий первого типа является другие люди. Поэтому их называли профессиями типа «человек - человек ». Профессиям этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности. К профессиям типа «человек – человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГАИ и др.

Тип «человек - техник а» включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Здесь работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости. Тип «человек – техника» включает в себя такие профессии, как: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.

Тип «человек - знаковая система » объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости. К типу «человек – знаковая система» можно отнести следующие профессии: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.

Тип «человек – художественный образ » предполагает профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение. К данному типу можно отнести профессии: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример, декоратор-оформитель, актер и др.

Тип «человек - природа » включает профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта. К этому типу мы можем отнести такие профессии, как: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.

Мотивы выбора профессии

Когда человек выбирает профессию первый раз, он, к сожалению, очень редко задумывается о том, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти работу. А потом оказывается, что, окончив учебное заведение и получив диплом, человек остается без работы, ни дня не проработав по специальности. При плановой экономике учебные заведения набирали столько учащихся, сколько потом государство могло трудоустроить. Теперь экономика рыночная, и гарантировать трудоустройство может только спрос работодателей на представителей той или иной профессии.

Каковы же возможные причины, заставляющие людей работать на той или иной работе? Чего люди ждут, что хотят получить от своей профессиональной деятельности?

Проанализировав ведущие интересы и ценности, известный американский психолог А. Маслоу разработал общую систему основных потребностей человека. В основе лежат физиологические потребности в питании, жилище и т. п., затем идет потребность в защите, стабильности жизни. Далее человек проявляет потребность в общении, социальных связях и отношениях с окружающими. Последние две высшие потребности - это потребность в уважении и признании, а также потребность в самоактуализации (самореализации своих способностей).

Учитывая, что современный человек большую часть жизни проводит на работе, можно с уверенностью предположить, что он будет стремиться удовлетворить их и в своей трудовой деятельности.

Мотив – (от лат. movere - приводить в движение, толкать)

побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;

побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется;

Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:

  1. Социальные (желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
  2. Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);
  3. Эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);
  4. Познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессио­нальной деятельности);
  5. Творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);
  6. Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);
  7. Престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);
  8. Утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).

Для учащихся:

По тому, как человек относиться к своему будущему, можно судить об уровне его социальной зрелости. Без серьезного отношения к будущему не может быть и ответственного отношения к настоящему. Без глубокого продумывания будущего - ближнего и отдаленного - человек не может рассчитывать на успех в жизни.

Поэтому предлагаем схему построения личного профессионального плана учащегося, которое поможет сформировать вам обоснованный и реальный профессиональный план:

  1. 1.Главная цель (что я буду делать, каким буду, где буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности);
  2. 2.Цепочка ближайших и более отдалённых конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства);
  3. 3.Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы);
  4. 4.Внешние условия достижения целей (трудности возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей);
  5. 5.Внутренние условия (свои возможности: состояния здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности);
  6. 6.Запасные варианты целей и путей их достижений (на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основных вариантов).

Для учителей:

В старших и выпускных классах основной акцент должен переноситься на конкретный выбор. При этом не надо давать школьникам готовых рекомендаций, а постепенно формировать готовность самостоятельно совершать выбор. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и самоопределении.

Психологи Казакова Т.Г., Шуруева Т.И.

Доклад на окружное совещание директоров, октябрь 2013 г

Сетевое взаимодействие школы с образовательными и другими организациями, как один из механизмов профессионального самоопределения обучающихся.

Доклад подготовила:

Шевцова Юлия Игоревна, учитель химии и биологии,

зам.директора по воспитательной работе МОУ «Толмачевская средняя школа»

Профессиональное самоопределение, выбор профессии, выбор конкретного вида деятельности - проблема вечная, она существует столько же, сколько существует разделение труда в обществе: ни одно поколение никогда не уходило от вопроса "Кем быть?" и решало его на разных уровнях, руководствуясь различными мотивами. Исследования различных факторов, влияющих на выбор профессии, показывают, что наибольшее влияние оказывает воспитательная работа школы и учителей.
Проблема профессионального самоопределения молодого человека занимает важное место в педагогической и возрастной психологии, поскольку касается решения главного вопроса профессионального становления личности. В связи с этим, центральным и достаточно сложной задачей современной школы является формирование у подрастающей личности способности к сознательному и самостоятельному выбору профессии и дальнейшего овладения ею. Решение этой задачи во многом зависит от активной позиции молодежи, от осознания себя субъектом собственной жизни, стремление к личностной самореализации, умение взвешенно и самостоятельно принимать ответственные решения. Именно поэтому профессиональное определение человека является результатом его личностного становления: только достаточно зрелый человек может принять самостоятельное решение, сделать определенный выбор, найти место в системе социальных и трудовых отношений.

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны (а не только «граждан мира»…), а это во многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах.

Из анализа взглядов различных ученых, которые пытались теоретически решить проблему профессионального выбора, следует, что профессиональное самоопределение - это не только процесс принятия решений по выбору профессиональной деятельности, но и одна из форм активности личности при котором она выступает субъектом собственной жизнедеятельности. И поэтому смелость, сила воли, ум, профессиональная направленность нее есть личностной ценностью. Как следствие этого, профессиональное самоопределение является средством реализации субъективных свойств личности, стиля ее жизни. Таким образом, успех профессионального самоопределения во многом зависит от собственной активности субъекта, от его жизненной позиции, которая способствует молодому человеку целенаправленно, осознанно, активно, прилагая волевых усилий, осуществлять выбор профессиональной деятельности и подготовку к ней.

Целью профориентационной работы в школе является создание условий для формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению с учетом востребованности профессий на рынке труда и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Профессиональная ориентация обучающихся реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внеклассную работу с обучающимися; работу с родителями; педагогами, педагогами-психологами . Профориентационная деятельность в образовательных учреждениях включает информирование и консультирование обучающихся, психолого-педагогическое сопровождение выбора будущей профессии, ознакомление с миром профессий в рамках предпрофильного и профильного обучения, проведение профессиональных проб и социальных практик на базе колледжей, вузов, предприятий.

Наиболее востребованным направлением является совместная профориентационная деятельность школы с колледжами и вузами по активному участию обучающихся в конкурсах, олимпиадах и профориентационных лекториях, а также профориентационном и репетиционном тестировании.

Выбор профиля обучения и выбор профессии взаимообусловлены, поэтому допрофильная подготовка и должна иметь профориентационный характер, чтобы помочь каждому ученику осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития в условиях самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

В нашей школе уже 6 год существует естественно – научный профиль, химико – биологическое направление.

В 8-9- классе ведутся предпрофильные элективные курсы, в 10 – 11 профильные элективные курсы.

В начальной школе ребята занимаются по ДОП: проектная деятельность школьников. Осуществляют проекты естественно – научной направленности.

Обучающиеся 7 – 11 классов занимаются по ДОП «Экологический мониторинг».

В школе есть программа предпрофильной подготовки школьников, ежегодно утверждается план работы, идет тесное сотрудничество с Лужским центром занятости.

Мы реализуем модель сетевого взаимодействия с целью привлечения научно-методического и материально-технического потенциала организаций и вузов в проведении профессиональных проб, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Сетевое взаимодействие проходит по направлениям : научно – исследовательская деятельность: занятия, консультации; совместные исследовательские работы, участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях; профориентационное - экскурсии по учреждениям, знакомство с профессиями.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (поддерживает естественно - научный профиль)

Муниципальное:

    МОУ ДОД «ЦДЮТ» - ДОП «Экологический серпантин» и «Инновационная доп.обр.программа творческой лаборатории»

(выдается документ)

Областное:

    ГБОУ ДОД «Центр «Ладога» - областные экологические слеты и школы; экологические и краеведческие смены в ВДЦ «Орленок», «Смена»; областные и всероссийские конкурсы исследовательских работ (выдается документ).

    ГБОУ ДОД «Центр «Интеллект» - сессии по экологии и биологии; научно-исследовательская деятельность; участие во всероссийских конкурсах (выдается документ).

ВУЗы (занятия на базе школы и на базе ВУЗов, экскурсии по учебным заведениям):

    Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина;

    С-Пб государственный аграрный университет;

    С-Пб университет растительных полимеров;

    С – Пб университет кино и телевидения;

    С-Пб Лесотехническая академия.

ОУ среднего образования:

    Лисенский лесной колледж.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ:

    Научно – производственное объединение

ЗАО «Крисмас +»,

    Лужское лесничество ,

филиала ЛОГКУ «Ленобллес»;

    Толмачевское отделение Лужского лесничества;

    Филиал ФБУ «Рослесозащита» центр защиты леса Ленинградской области

Предмет соглашения с ЗАО «Крисмас +»:

« Крисмас+» оказывает содействие в развитии практического экологического образования в Школе. Деятельность проводится на площадях Школы и «Крисмас+»

    распространение информации о деятельности «Крисмас+» и Школы по практическому экологическому образованию среди образовательных учреждений Лужского района Ленинградской области и других регионов,

    апробацию применения оборудования «Крисмас+» для экологического практикума и учебно-исследовательской деятельности в реальной образовательной среде,

    поддержку практических исследований,

    создание направления работ по исследованию окружающей среды с применением комплектного оборудования «Крисмас+», а также методических материалов на их основе.

    профориентацию школьников.

Предмет соглашения с Лужским лесничеством:

Лужское лесничество оказывает содействие в развитии практического экологического образования в Школе. Деятельность проводится на площадях Школы и Лужского лесничества.

Деятельность по Договору нацелена на:

    распространение информации о деятельности Лужского лесничества и Школы по практическому экологическому образованию среди образовательных учреждений Лужского района Ленинградской области и других регионов;

    поддержку практических исследований;

    создание направления работ по исследованию леса;

    профориентацию школьников.

Основные направления работы школьного лесничества:

    Природоохранное;

    эколого – просветительское;

    лесохозяйственное;

    творческое;

    научно - исследовательское в области охраны природы, защиты и воспроизводства лесных и водных ресурсов.

В настоящее время большинство выпускников до момента вступления во взрослую жизнь не представляют себе ни их будущую профессию, ни отрасль, где они могут приложить свои знания, полученные в школе. Работа в школьном лесничестве помогает школьникам увидеть результат своей работы, определиться с выбором будущей профессии. В новых социально–экономических условиях предлагается рассматривать школьные лесничества как раннюю профессиональную ориентацию школьников , помощь им в выборе своей будущей профессии.

Количество учащихся сдававших экзамены по профильным предметам:

На рис. 1 Соотношение сдававших профильные предметы и поступающих на профильные специальности

Не все поступили по профилю, потому что предпочли другое место учебы (хотя количество баллов было достаточно для поступления)

Поступление по профилю в ВУЗ:

    Технологический университет

    Пищевой университет

    Университет кино и телевидения

    Университет технологии и дизайна

    Горный университет

    Лесотехническая академия

    Аграрный университет

    Университет растительных полимеров

    Ветеринарная академия

    Академия спорта им. Лесгафта

    Медицинская академия им. Павлова

    Университет им. Герцена.

Поступление по профилю в колледжи:

    Лисенский лесной колледж

    Гатчинский педагогический колледж

    Колледж информационных технологий (гидротехник)

    Медицинские колледжи г. С- Пб и г. Москвы

Заключение

    сетевое взаимодействие с ОУ и предприятиями является одним из механизмов профессионального самоопределения школьников;

    количество выпускников Толмачевской средней школы выбирающих профильные предметы 50 -70 %;

    выпускники поступают в профильные учебные заведения. Количество набранных баллов оказывается достаточно для поступления;

    выбор химико – биологического профиля связан с выбором профессии.

Естественно – научный профиль (углубление химико – биологическое):

    способствует развитию творческих способностей детей;

    формирует научное мировоззрение;

    помогает сориентироваться в мире профессий и делает выпускников конкурентоспособными при поступлении в ВУЗы.

Федорова Людмила Дмитриевна

МАОУ СОШ № 35 г.Екатеринбург

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Л__________________________________________г

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения школьников. Профессиональное самоопределение рассматривается как социокультурный процесс с проведением анализа структурных и личностных факторов профессионального самоопределения. Анализ ценностно-мотивационной структуры сознания учащихся позволил обнаружить устойчивые сочетания ценностей, отражающих скрытые установки учащихся в профессиональной сфере. В частности, ассоциация ценностей хорошего образования с социальным обеспечением и льготами, а также обратная зависимость между собственной значимостью в профессии и хорошим образованием отражают не только специфическую парадоксальность мотивационной структуры молодежи, но и служат индикаторами противоречивости складывающейся трудовой культуры на макроуровне.

Ключевые слова: Профессиональное самоопределение ся, трудовая культура.

Выбор профессии это один из самых важных шагов, стоящих перед каждым молодым человеком. В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда социальные изменения, связанные с реформированием экономики, системы образования, которые произошли в России за последние десятилетия, оказали большое влияние на ценностные ориентации и жизненные пути молодежи . Произошли значительные преобразования в системе тех объективных и субъективных факторов, которые оказывают влияние на определение молодежью своего жизненного пути, выбора профессии. Сохраняется проблема соответствия этого выбора потребностям рынка труда и тем способностям, которые необходимы для достижения успеха в конкретной трудовой деятельности. Вопросы профессионального самоопределения молодежи широко изучается в рамках психологии, педагогики, но, на наш взгляд, с точки зрения социологии, проблемы, связанные с самоопределением молодежи при выборе профессии, в их современном контексте, рассмотрены недостаточно.

Актуальность изучения самоопределения школьников при выборе ими профессии в рамках социологии обусловлена рядом обстоятельств, связанных как

Ценностно-мотивационная структура сознания учащих-

с разработкой социологического подхода к изучению данного социокультурного процесса, так и с теми факторами, которые влияют на самоопределение учащейся молодежи при выборе профессии в современной жизни. Реформирование системы образования, возросшие возможности общества потребления, увеличение рисков, связанных с нестабильностью рынка труда и экономической сферы, во многом осложняют выбор жизненного пути для молодежи. Отсутствие необходимой поддержки со стороны старшего поколения, институтов образования, бизнес-сообщества, государства при выборе профессии, соответствующей целому ряду требований, как социума, так и личности, обостряют проблему самоопределения школьников

Вопросы становления и развития молодежи нашли свое отражение в многочисленных российских и зарубежных исследованиях в области педагогики, психологии, социологии, социальной антропологии и т.д. Каждая наука, вычленяя свой предмет исследования, затрагивает различные аспекты данной проблематики. Так, в социологии молодежь рассматривается как особая социально-демографическая группа, занимающая определенное положение в социальной структуре общества. Этому посвящено немало работ различных авторов, в том числе Ю. А. Зубок, С. Н. Иконниковой,

А. И. Ковалевой, Л. Н. Когана, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова, В. В. Павловского, и др. Работы

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

перечисленных авторов позволили изучить важные стороны самоопределения молодых людей при выборе профессии в современном обществе. Вместе с тем, ощущается недостаток социологического изучения тех особенностей, противоречий, которые характеризуют данный процесс у разных групп учащихся в современных условиях .

Специфика социологического подхода к пониманию сущности профессионального самоопределения в значительной степени обусловлена теми процессами и явлениями, которые актуальны в конкретное время и в конкретном социуме.

Главное противоречие процесса профессионального самоопределения заключается в согласовании объективного и субъективного измерений: структурных ограничений и личностных диспозиций. В связи с этим, профессиональное самоопределение понимается как социокультурный процесс, который реализуется через серию индивидуальных выборов, обусловленных социальными факторами, с одной стороны, и личностной субъективностью, с другой. Интеграция индивида в социально-профессиональную структуру общества представляется как процесс разрешения обозначенных противоречий .

Профессиональное самоопределение тесно связанным с понятием «профессиональная социализация», которое предоставляет индивиду возможности для профессионального выбора . Как разновидность социальной идентичности профессиональная идентичность означает отождествление себя индивидом с некоторой профессией.

Многомерность проявлений профессии делает ее объектом изучения многих наук и выражается в разнообразии концепций. В классической социологической мысли условно можно выделить макросоциологический подход к пониманию профессии, сформированный в основном благодаря идеям К. Маркса, Э. Дюр-кгейма, Т. Парсонса, и микросоциологический подход в работах М. Вебера и П. Сорокина. С точки зрения первого, профессия воспринимается сквозь призму социально-структурных отношений общества - разделения труда, дифференциации и интеграции общества. Второй подход позволяет сосредоточить внимание на профессии с позиции индивида, его поведения, системы ценностей и т.д. Место и роль профессии в жизни человека раскрывается через призму социального положения индивида (как один из статусных критериев).

Профессиональное самоопределение рассматривается в работе как социокультурный процесс, с проведением анализа структурных и личностных факторов профессионального самоопределения, базирующийся на результатах эмпирических исследований, проводившихся в МАОУ СОШ № 35 при участии автора в рамках работы Федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО (г. Москва) .

С точки зрения социокультурного подхода, ключевая проблематика профессионального самоопределения молодежи заключается в противоречии между

предпочтениями, ценностями, ориентациями субъекта профессионального самоопределения и объективными структурными рамками профессионального самоопределения молодежи, прежде всего институтами вторичной социализации. Среди таких институтов особое значение придается рынку труда и системе образования, находящимися в непосредственных связях с институтом профессии. Так, разрыв институциональных связей между рынком труда и системой образования является ключевым противоречием для российского переходного общества. Среди основных тенденций отмечаются: переориентация профессионального образования на предпочтения индивида в ущерб потребностям экономики; превращение образования в сферу услуг; универсализация ценности высшего образования и кризис других уровней подготовки (особенно, системы начального профессионального образования); повышение образовательного ценза к работнику и потребность в простой рабочей силе и т.д.

С целью изучения особенностей профессионального самоопределения учащихся в течение 3-х лет каждый сентябрь проводилось специальное социологическое исследование среди учащихся 8 классов школы № 35. Всего было опрошено 432 человека.

При изучении профессионально-образовательных ориентаций выпускников школы использовались следующие показатели: планы по окончании 9-го класса, ориентация на получение профессионального (среднего или высшего) образования, определенность с направлением подготовки.

В целом, для учащихся доминирующей образовательной ориентацией является получение высшего образования, причем каждый год количество желающих продолжать обучение в старшей школе возрастает: 2011 год - 71%, 2012 год - 72%, 2013 год - 82%. Таким образом, образовательные планы восьмиклассников не отличаются большим разнообразием: наиболее популярные перспективы - это продолжить обучение в школе с целью получения общего среднего образования. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования собираются получать профессию: 2011 год - 23%, 2012 год - 20%, 2013 год - 13%, хотя подавляющее большинство учащихся (74,3%) планируют в будущем получать высшее образование. Не определились в профессиональном выборе: 2011 год - 6%, 2012 год - 8%, 2013 год - 5%. Надо заметить, что нет учащихся, которые бы хотели получить начальное профессиональное образование по окончании основной школы, хотя при определении своих профессиональных предпочтения указали рабочие профессии.

Данные об особенностях выбора образовательной траектории учащихся иллюстрируют важнейшие структурные изменения в системе образования: подавляющее большинство учащихся старших классов основной школы, планирующих продолжить обучение в школе, ориентируются на дальнейшую подготовку в вузе, а средний и начальный уровни профессиональ-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Диаграмма 1

Профессиональный выбор восьмиклассников за три года

ной подготовки рассматриваются как промежуточный этап или как вынужденная стратегия, причем учреждения начального профессионального образования в нашем городе практически ликвидированы, а о том, что рабочиегруппы имеются при СПО, учащиеся не знают, т.к. еще не приступили к предпрофильному обучению. Тем самым универсализация ориентации на высшее образование обуславливает кризис уров-невой системы подготовки кадров и входит в противоречие с запросами рынка труда.

Особый интерес в исследовании представлял открытый вопрос о профессиональных предпочтениях тех, кто определился с профессией или выбирает из нескольких вариантов. Данные исследования представлены на диаграмме 1.

Из приведенных данных видно, что интерес к медицине, информационным технологиям, юриспруденции, экономике остается примерно одинаковым. Интерес к технике с 14% в 2011 году упал на 10% в 2013 г. Вместе с тем интерес к силовым структурам (армия, полиция, ФСБ, таможня) вырос в 19 раз. На основании проведенного опроса можно сделать следующий вывод: школьники не ориентируются в современном рынке труда, ведь спрос на такие редкие в 90-е годы специальности, как: менеджер, юрист, экономист, сейчас добавились к этому списку банковские работники, полицейские служащие в свое время были нужны, и они имели, и сейчас имеют на хороших должностях солидное денежное вознаграждение. Но в настоящее время эти отрасли заняты, в них высокая конкуренция, вызванная в первую очередь п рестижностью профессии и широчайшим ассортиментом специалистов. Рынок труда специалистами этих профессий перенасыщен. С другой стороны массовый приток на эти специальности обеспечил отток от инженерных и производящих профессий

Анализ структурных различий, осуществленный по временным факторам, демонстрирует социальную обусловленность профессионально-образовательных ориентаций учащихся и демонстрирует противоречие

межру потребностьюобщиства в ориентированном

на современное состояние рынка труда самоопределении молодежи при выборе профессии и отсутствием в информационном пространстве необходимой и достаточной информации о содержании, характеристиках востребованных в обществе профессий.

Ценностно-мотивационная структура профессионального самоопределения восьмиклассников школы

В этой части нашей работы представлена попытка растр содержание ценностно-мотивационного механизма регуляции процесса профессионального самоопределения, а также выявить субъекты и факторы влияния учащихся на выбор профессии.

Таблица 1

Субъекты влияния на самоопределение старшеклассников при выборе профессии

Год Собственные предпочтения Родители Знакомые, друзья

2012 78% 17% по

Приведенные данные показывают, что у подростков происходит формирование внутренней позиции взрослого человека с сознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего самостоятельно. В то же время семья является мельчайшей моделью общества, полно-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

стью отражающей процессы, происходящие в стране. Именно семейная обстановка, пример родителей, круг их интересов более всего должны влиять на молодых людей. К сожалению, приведенные данные подразумевают падение влияния института семьи на профессиональные предпочтения подростков и уменьшения родительского влияния на детей.

Таблица 2

Факторы влияния на самоопределение старшеклассников при выборе профессии

Год Школа Рынок труда СМИ (ТВ) Фильмы Лит-ра

2013 15% 13% 34% 30% 8%

2012 14% 13% 31% 32% 10%

2011 14% 15% 30% 32% 9%

Приведенные данные выявляют специфику влияния различных социальных факторов на самоопределение учащихся. Наибольшее воздействие на подростков имеет массовая, повседневная культура, поп - индустрия. «В развитии культурных процессов прослеживается ярко выраженная тенденция к плюрализму художественных ориентаций» (Л. В. Богомолова, Т П. Голубева). Являясь эмоционально насыщенной, динамичной, доступной пониманию зрителя, не требующей большого интеллектуального напряжения, массовая культура все явственнее завоевывает популярность у старших школьников. Таким образом, наибольшее влияние на самоопределение подростков оказывает «видео», которое используется в качестве альтернативного способа постижения жизни и выработки поведения. Возникает противоречие между традиционными способами подачи информации в школе и массовой культурой, которая является все более действенным фактором процесса самоопределения старшеклассников.

Особый интерес в данном конкретном исследовании представляет изучение тех смыслов и ценностей, которыми руководствуются молодые люди в своем профессионально-образовательном выборе.

Таблица 3

Ценностные характеристики профессии

Ценностные характеристики 2013 2012 2011

Благосостояние. Высоко оплачиваемая работа 31% 14% 15%

Престиж профессии. 6% 18% 22%

Собственная значимость в профессии. 6% 19% 23%

Удовлетворенность от собственной деятельности. Проявление своего таланта 11% 28% 30%

Умение контактировать с людьми. 1% 2% 2%

Карьерный рост 3% 4% 2%

Социальное обеспечение, привилегии, льготы 19% 6% 2%

Хорошее образование 23% 9% 4%

В мотивации профессионального выбора в 20112012 годах доминируют удовлетворенность от собственной деятельности и проявление своего таланта, хотя их не волнует качество образования, в то время как в 2013 году главным являются благосостояние и высокооплачиваемая работа при условии получения хорошего образования. В ходе анализа выявилась зависимость мотивов от образовательных устремлений учащихся в 2011 году, ориентированных на высшее образование, которые в своем выборе чаще опираются на статусные атрибуты профессии (престиж профессии, собственная значимость в профессии). В то время как в 2013 году учащиеся чаще ориентируются на зарплату, социальное обеспечение, привилегии и льготы. Практически ни одну группу не волнует карьерный рост и умение контактировать с людьми.

В результате проведенной работы были исследованы основные объективные и субъективные факторы, влияющие на самоопределение современных старшеклассников при выборе профессии, которые позволяют сделать следующие выводы:

1. Процесс профессионального самоопределения учащихся старших классов основной школы является отражением состояния ценностно-нормативной системы общества, находящегося в процессе трансформации, осложнен отсутствием четких ориентиров, гарантирующих молодому человеку определенное будущее.

2. В ситуации незавершенности коренных преобразований современного российского общества новые требования порождают разнообразные противоречия и парадоксы в профессиональном самоопределении молодежи: противоречие между потребностью общества, которое ориентировано на современное состояние рынка труда и самоопределением молодежи; уменьшением влияния семьи и примера родителей.

3. Анализ ценностно-мотивационной структуры сознания учащихся позволил обнаружить устойчивые сочетания ценностей, отражающих скрытые установки учащихся в профессиональной сфере. В частности, ассоциация ценностей хорошего образования с социальным обеспечением и льготами, а также обратная зависимость между собственной значимостью в профессии и хорошим образованием отражают не только специфическую парадоксальность мотивационной структуры молодежи, но и служат индикаторами противоречивости складывающейся трудовой культуры на макроуровне.

4. Исследование структурных факторов процесса профессионального самоопределения показал недостаточное влияние специфики регионального рынка труда и системы образования как важнейших, образовательных и профессиональных ориентаций, характерных для молодежи региона и продемонстрировал отсутствие в информационном пространстве необходимой и достаточной информации о содержании, характеристиках востребованных в обществе профессий.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

В заключение, нам бы хотелось обратить внимание на следующее наблюдение. Несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. На основании нашего исследования мы можем дать следующие предложения, направленные на формирование навыков самоопределения учащихся при выборе профессии в современном динамично меняющемся мире:

> необходимо воссоздать на новых основаниях систему профориентации в каждой школе, включающую психологические методики профориентирования, систему информирования о мире профессий и рынке труда;

> разрабатывать специальные образовательные программы для школьников, включающие методики формирования навыков самоопределения с целью усиления самостоятельности учащихся в обоснованном выборе будущей профессиональной деятельности (проектная, творческая работа учащихся и т.д.);

> наладить систему взаимодействия школы и рынка труда (центров занятости, предприятий) с целью повышения уровня информированности учащихся о востребованных в обществе профессиях и активизации заинтересованности будущих работодателей в успешности профессионального выбора молодежи. Периодически проводить для школьников специальные мероприятия - экскурсии на предприятия, встречи с представителями профессий - направленные на помощь учащимся в самоопределении при выборе профессии;

> с целью оказания помощи семье в проблемах самоопределения детей разработать методические пособия для родителей старшеклассников по проблемам профессиональной ориентации подростков, основанные на принципах формирования навыков самоопределения. Включить обсуждение вопросов о профессиональном ориентировании учащихся в регулярные родительские собрания в школах;

> создать специализированные информационные системы в Интернете, доступные для учащихся, содержащие основную информацию об имеющихся профессиях, их требованиях к личности, условиях труда, возможностях самореализации и самоутверждения в них и т.д.

> при государственной поддержке создавать для молодежи телевизионные программы, культурные мероприятия (фестивали, встречи, пиар-акции) с участием популярных личностей, включающие тематику профессиональной ориентации, основанной на ценностях обоснованного самоопределения при выборе профессии.

Литература

1. Большая советская энциклопедия. (В 30 томах). Изд. 3-е. Т. 27. М.: «Советская энциклопедия», 1977. 624 с.

2. Гапонюк П. Н. Модель педагогических технологий профессионально-ориентированного опережающего довузовского обучения. Образование и наука. 2011. № 8. с. 57-64

3. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. с. 66-85

4. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. с. 49-54.

5. Зборовский. Г. Е. Профессиональное образование и рынок труда //Социс. 2003. № 4. с. 99-106.

6. 3боровский Г. Е. Социология образования. Поиск взаимодействия. // Социс. 1997.- № 2:- С. 3-17.

7. Кадеева О. В., Лапина Е. Д. Профессиональное самоопределение младших школьников на примере игры «Мир профессий». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 5. с. 45-48.

8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.

9. Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие / Е. А. Климов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 320 с.

10. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание.-М.: Политиздат, 1984. 335с. Электронный* ресурс. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/kon у/ (дата обращения: 20.10.2008).

11. Кон И. С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.- 191с. Электронный ресурс. URL: http:// psvchologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000020/index.shtml

12. Комолова В. А. Взаимодействие с социальными партнёрами как одно из условий успешного развития образовательного учреждения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 6.С. 13-18.

13. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. 487 с.

14. Садырин В. В. Рационализация профильного обучения в условиях разноуровневых муниципальных образований // Образование и наука 2011 № 5. С. 39-46

15. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2012. № 1 (90). с. 56-64.

16. Сиденко Е. А. О некоторых теоретических аспектах формирования у работников образования мотивации достижения. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 4.С.35-48.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

Щербакова Татьяна Вячеславовна, студентка ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск[email protected]

Особенности профессионального самоопределения старших школьников

Аннотация. Профессиональное самоопределение влияет не только на выбор места обучения после окончания школы, но и дальнейшую судьбу человека: удовлетворение своей профессиональной деятельностью, своим статусом в обществе,своей жизнью в целом. В статье представлен анализ особенностей профессионального самоопределения (учащихся гимназии № 1 г. Челябинска). Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность, профессионально важные качества. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Выбор профессии –один из главных выборов, которые делает человек в своей жизни. Первоначальный выбор приходится на старший школьный возраст, и в этом сложность. Общественная значимость проблемы профессионального самоопределения старшеклассников проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и субъективнымипрофессиональными устремлениями молодежи. То есть, по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптации ее к профессии. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебновоспитательного процесса (Алексеев В. Г., Долгова В. И., Аркаева Н. И., ОрдинаИ.П., Зеер Э. Ф., Климов Е. А., Никиреев Е. М., Пряжников Н. С., Савченко М. Ю.). Наиболееостропроблемыпрофессиональноговыборастоятпередучащимисястаршихклассовсреднейшколы,осуществляющимипервичноепрофессиональноесамоопределение,котороевключаетвсебятеоретическоеознакомлениесмиромпрофессий,формированиепрофессиональныхнамеренийивыборсоответствующейсферыпрофессиональногообучения.Всвязисэтимсуществуетнеобходимостьоказанияпомощисосторонывзрослых,особенновобластипрофориентацииипрофессиональногосамоопределения.ВсовременноминформационномобществеданноевлияниеосуществляетсячащевсегопосредствомСМИ,вкоторыхможновстретитьнетольконовостиосостояниирынкатруда,ноисвоеобразноекультивированиенекоторыхгрупппрофессийиописаниеобразапрофессионала(РемшмидтХ., Шаповаленко И. В., Шумилин Е. А.). Главная цель профессионального самоопределения –постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионально, жизненного, личностного) .

Особенности психического развития в старшем школьном возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кемто стать в будущем (как это бывает на предыдущих этапах развития), а в плане реального выбора . Причем этот выбор осуществляется дважды: первый раз –в 9мклассе, когда школьник выбирает форму завершения среднего образования (определенная школа, гимназия, техникум и т. п.) либо же отказывается от продолжения образования; второй –в XI классе, когда планируются пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь. Отметим, что если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня родители зачастую оказываются неавторитетными в вопросе выбора профессии в глазах ребенка; школа также неоказывает ученику решающей помощи –отсюда востребованность репетиторов, различных курсов, психологических и профконсультационных услуг. Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович в своей работе «Проблемы формирования личности» указала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от подросткового возраста она связывала с изменением отношения к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего . Материалы и методы. Исследование профессионального самоопределения старших школьников проходило в естественных условиях учебновоспитательного процесса гимназии №1 г.Челябинска, оно заключалось в трёх этапах. 1.Подготовительный этап: теоретическое изучение психологопедагогической литературы по заданной проблеме, подбор методик для исследования. Были выявлены основные характеристики старшего школьного возраста, а так же особенности профессионального самоопределения в данном возрастном периоде, подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования. 2.Диагностирующий этап: проведение диагностик, обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по трём методикам, а именно Профессиональный опросник Е. А.Климова, Методика изучения статусовпрофессиональной идентичности. А. А. Азбель, Опросник «Определениетиповмышленияиуровня креативности» Дж. Брунера. 3.Заключительный этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов. РезультатыПрофессиональное самоопределение не формируется спонтанно и стихийно, это долгосрочный процесс, на который психолог в образовательном учреждении имеет прямое влияние. Для этого необходимо разработать определённую программу. Но для начала мы определили уровень сформированности профессиональной идентичности у учащихся 10гокласса. Выбор этого звена был сделан не случайно: окончание школы уже близко, но все же ещё есть время подумать, и сделать осознанный выбор. В этом нам помогла Методика изучениястатусовпрофессиональной идентичности. А. А. Азбель. Система наиболее общих представлений о самом себе и своем месте в мире называется идентичностью. Она предполагает также осознание себя как профессионала. Человек не просто «выбирает профессию», а в значительной степени предопределяет весь свой дальнейший образ жизни, круг общения. Профессиональная принадлежность–одна из самых значимых характеристик любого человека. Учащиеся 10гокласса в количестве 25 человек ответили на вопросы теста, в итоге получились следующие результаты: Таблица 1Статус профессиональной идентичности

Статус проф. идентичностиМораторийСформированныйНавязанныйНеопределённый%6432

Видно, что в статусе «мораторий» находится 64% учащихся. Данный статус характеризуется кризисом выбора: учащийся осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен. Только 32% школьников в классе уже окончательно определились с профессиональными планами, что стало результатом самостоятельного осознанного решения, они имеют сформированный статус идентичности. Следовательно, большая часть учащихся в классе ещё не пришли к окончательному решению и находятся в статусе активного поиска себя и выбора. Так же были проанализированы профессиональные типы личности по опроснику Е. А. Климова. Среди учащихсяв данном классе было выявлено:Таблица 2Профессиональные типы личности

Профессиональные типыЧеловек–человекЧеловек–природаЧеловек–техникаЧеловек –знаковая системаЧеловек –художественный образ%812161648Колво234411

Как мы видим, 48% учащихся по профессиональному типу близки к Художественным образам и профессиям, смежных областей. «Человек –знаковая система», а также Человек –технкика подходят 4% школьников. Меньше всего учащихся с типом профессии «Человекчеловек», и «Человек–природа». Эти данные необходимо учитывать при разработке программы. Программа, которая была разработана для школьников, особенно актуальна для учащихся, находящихся в «неопределённом» статусе и в кризисе выбора. Цели программы:1.Оказать эффективную психологопедагогическую поддержку учащимся 9х, 10х, 11х классов. 2.Объединить работу психолога и классного руководителя в выполнении и достижении задач профориентации личности. 3.Открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии. Помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий. Задачи программы:1.Формирование актуального для подростков «информационного поля». 2.Обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по планированию. 3.Формирование мотивов саморазвития, личностного роста. 4.Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. 5.Получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для осознанного определения профиля обучения. 6.Обеспечение широкого диапазона вариативностипрофильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы. 7.Дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства –учащихся коррекционных классов и школ и др. Актуальность программыопределяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. Суть программы в занятиях, упражнениях, которые проходят в различной форме: тесты, тренинги, тематические беседы, встречи с представителями различных профессий, научно –исследовательская работа, родительские собрания и др. Они направлены на познание себя, своих интересов, профессиональных предпочтений и стремлений, знакомство с миром профессий с различных сторон. ВыводыПрофессиональное самоопределение –долгосрочный процесс, результаты которого видны не сразу. Работу по профессиональной ориентации необходимо начинать уже в среднем школьном звене, чтобы итоги работы дали свои результаты. В ходе работы со школьниками гимназии № 1 были выявлены уровни профессиональной идентичности школьников, предпочтения по типам профессий Е. Климова и уровни мышления и креативности. Таким образом, данные полученные при исследовании профессионально самоопределения учащихся гимназии №1, а также программа, разработанная для школьников, помогут учащимся, педагогам, психологам и родителям в работе с учащимися по данному направлению.

Ссылки на источники1.Алексеев В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. –М.: Педагогика, 2002. 2.Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие (монография) –Челябинск: Искра, 2012–229 с. 3.Долгова В. И., Ордина И. П. Формирование позитивной Яконцепции старших школьников//Вестник Орловского государственного университета. Научный журнал. –2012. –№ 4. –С. 6365. 4.Долгова В. И., Ткаченко В. А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам//Научное мнение. 2012. №8. С. 89103. 5.Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения / Э. Ф. Зеер. –М., Воронеж, 2008. –480 с. 6.Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. –М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО»МОДЭК», 2003. 7.Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования: Учебное пособие. –М.: МПСИ, 2004. –194 с. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. 9.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности/пер. с нем. –М.: Просвещение, 2004. 10.Савченко М. Ю. Профориентация и выбор профессии: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. –М.: Вако, 2005,–240 с. 45. 11.Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). –М.: Гардарики, 2005. –349 с. 12.Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. –М.: Педагогика, 2000.

Tatyana Shcherbakova, a student, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, [email protected] of professional selfdetermination of senior pupilsAbstract. Professional selfdetermination affects not only the choice between one hundred and training after high school, but also the further destiny of man: meetthe creation of their professional activities, their status in society, their lives in General. The article presents the analysis of the features of professional selfdetermination (pupils of gymnasium № 1, Chelyabinsk). Keywords:professional identity, professional Eden tecnost, professionally important qualities.

Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В.,кандидатом педагогических наук

Профессиональное самоопределение школьников

К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых профессий, в конечном итоге, обязаны выбрать наиболее приемлемые для них варианты. Заботясь о своем будущем, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.

Перед молодыми людьми, которые получили профессиональную подготовку, встают вопросы трудоустройства. Для определения уровня профессиональной подготовленности требованиям профессии у человека, по ряду специальностей проводится профессиональный отбор. Осуществление этого порождает множество новых проблем: нужно установить нормативные характеристики профессии, определить психологические свойства и качества, необходимые для выполнения этой деятельности.

Перед личностью в течение жизни возникают жизненно важные проблемы. Способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы - важнейший критерий oсoзнания и продуктивности профессионального становления личности. Личнoсть же постоянно совершенствуется. Значит, в разных моментах ее развития одни и те же задачи проф. определения разрешаются и трактуются по-своему. Постоянное осмысление свoей социально-профессиональной роли, уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными аспектами жизни человека. Иной раз возникает чувство отчуждения от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением и результатами работы. Нередки случаи вынужденнoй смены рабочего места.

Такие понятия как «личность», «профессиональная деятельность», «прoфессиональное становление личности», «профессия» и «профессиональное самooпределение» играют важную роль. Рассмотрим трактовку этих понятий. В психологии существует несколько определений личности. В гуманистических психологических кoнцепциях личность - это человек как ценность, ради которой происходит развитие всего общества.

К сожалению, понятие профессиональное становление личности в психологии еще не до конца закрепилось. Мы далее будем рассматривать станoвление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий. Станoвление обязательнo предполагает наличие потребности в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.

Исследуя прoфессиональное самooпределение личности, Н.С. Пряжников обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель:

1. Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения).

2. Oриентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

3. Oбщая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели. - мечты.

4. Oпределение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

5. Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.

6. Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

7. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

8. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи.

Преуспевание прoфессионального труда получило название профессионального станoвления субъекта деятельности. Таким образом, можно отметить, что профессиональное становление субъекта - это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до завершения активной профессиональной деятельности.

Прoфессиональное становление личности пополняет психику, обогащает жизнедеятельность человека особым смыслом, придает профессиональной биографии значительность. Профессиональное становление сопровождается изменениями: деформациями, стагнацией и кризисами личности. Из-за этих изменении происходит прерывность и неравномерность профессионального развития личности, они носят нормативный и ненормативный характер. Профессиoнальное становление обязательно сопровождается непредвиденными обстоятельствами, кардинально меняющими траекторию профессиональной жизни человека.

Коллектив, члены которого разных возрастов, адаптация к профессиональной деятельности, освоение новой социальной роли порождают новый перечень проблем. Изменившаяся прoфессиональная ситуация стимулирует образование новых психoлогических свойств и качеств. Прoисходит кардинальная перестройка психологической структуры личности, так как изменяется сложившаяся система координат жизнедеятельности человека. Вместо прежней системы «школа - семья - общество» возникает новая ситуация, определяемая координатами «профессия - семья - социально-экономические условия».

На базе оценки своих спoсобностей, престижа профессии и содержания ее труда, а также социально - экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего, самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду. Таким образом, для старших пoдростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение - осознанный выбор путей прoфессионального образования и профессиональной подготовки.

Общеобразовательная школа с её романтическими устремлениями и профессионально ориентированными мечтами осталась в прошлом. Однако многие переживают неудoвлетворённость и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются пoпытки внести коррективы в профессиональный старт.

Формирование профессиональных намерений школьников проходит несколько этапов. Первый этап (1-6 классы) - это первичный выбор, в процессе которого малодифференцированные представления о мире профессий, знакомых учащимся лишь по названиям и некоторым внешним признакам. Этот этап также характеризуется неадекватным, часто неопределенным, представлением о собственных ресурсах и возможностях их дальнейшего развития. Первичный выбoр профессии относится к учащимся младшего возраста, когда отсутствуют выраженные интересы и склонности, происходит легкая смена интересов, не возникает вопросов о содержании профессии, услoвиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки, хотя уже от девятиклассников социальная ситуация требует конкретного решения о выборе своего жизненного пути.

Следующий этап (7-11) - этап профессионального самooпределения, и тут учащийся должен уже вполне самостоятельно сформулировать для себя задачу выбoра будущей профессиональной деятельности с учетом имеющихся психологического и психофизиологического ресурсов.

По мнению Е.А. Климова существует вoсемь углов ситуации выбора профессии. Ведь школьник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.

Позиция старших членов семьи. Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребёнка понятна - они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Не редко родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Чтобы правильно выбрать профессию, часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

Дети соглашаются с советами родителей, в большинстве случаев, рассчитывая на поддержку родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение - показывают наблюдения. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется именно им, а не их родителям.

Позиция сверстников. Дружеские отношения школьников крепкие и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно пoзиция микрoгруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, проводя наблюдение за поведением учащегося, «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подгoтовленнoсти учащегося». Учитель знает множество информации, котoрая неизвестна ученику.

Личные профессиональные планы. В жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера человека. В нем главная цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны и то, какие они зависит от человека.

Способности. Спосoбности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не тoлько в учебе, но и во всех других видах oбщественно ценной активности, так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

Уровень притязаний на общественное признание. Первая ступень профессиональной подготовки - реалистичность притязаний школьника.

Информированность. Важная, неискаженная инфoрмация - важный фактор выбора прoфессии.

Склонности. Склонности проявляются и фoрмируются в деятельнoсти. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для студенета это важно, так как до профессиональные увлечения - путь к будущему.

Школьники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей.

Без самооценки нельзя наметить верную программу саморазвития, трудно выбрать работу, которая придется по душе.

Объективно оценить себя школьники не могут. Одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Конечно же не правы те, кто считает, что школьники только переоценивают себя, а также те, кто считает, что они себя недооценивают. Им характерны оба варианта.

Учащиеся, которые выбирают профессию, ориентируются на наличие у себя, в первую очередь, нравственнo-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств.

Для старшеклассников - выпускников выбор профессии - серьезный шаг. Но проблема в том, что они не разбираются в психолoгических основах профессионального самоопределения. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психoлогии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских. Теперь можно утверждать, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки очень нужно старшеклассникам.

Адекватная самооценка доступна не всем учащимся. В основном они склонны либо недооценить себя, либо переоценить. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также отрицательно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.

Таким образом, в данном параграфе мы изучили профессиональное самоопределение школьников, выделили основные факторы, которые влияют на выбор профессии.