Презентация на тему словесное общение. Вербальное общение

Слайд 2

Общение-процесс установления и развития между людьми.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. 2

Слайд 3

3 ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ Совершенствование навыков вербального общения Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.

Слайд 4

Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса.

Слайд 5

Примеры вербального общения

  • Слайд 6

    Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но сприходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла. Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело. Однако нужно отметить и недостатки письменной коммуникации. Письменноесообщение не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию. 6

    Слайд 7

    Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностьючеловеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способпередачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например,сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’;поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошудополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п. 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Невербальное общение

    Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включаетв себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшимусловием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны вобщении? около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному(визуальному) каналу; невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника. 9

    Слайд 10

    Огромное значение невербальных сигналов в деловом общенииподтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова(которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла,звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты. Невербальное общение включает в себя пять подсистем: 1. Пространственная подсистема (межличностное пространство). 2. Взгляд. 3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: - внешний вид собеседника, - мимика (выражение лица), - пантомимика (позы и жесты). 4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: - вокальные качества голоса, - его диапазон, - тональность, - тембр. 5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которойотносятся: - темп речи, - паузы, - смех и т.д. 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Один из первых видов общения наших предков

  • Слайд 13

    Выражение лица Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке,особенно о его чувствах. Наиболее заметным проявлениеммимики является улыбка, которая, не будучи чрезмерно используемой, являетсяхорошим позитивным стимулом. “Улыбка, как правило, выражает дружелюбие,однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении... Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдаёт чувства извинения ибеспокойства... Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражаетготовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями выражаетпревосходство Визуальный контакт Глаза - это, как известно, зеркало души, поэтому визуальный контакт. Можно выделить в качестве отдельного специфического умения. Прямойвизуальный контакт - это еще один способ сказать: “Я с тобой, я хочууслышать то, что ты хочешь сказать 13

    Слайд 14

    Кивки головой Кивки головой - очень хороший способ показать клиенту, что вы егослушаете. Наблюдая за работой профессионалов, убеждаешься в том, насколькотерапевтичным оказывается простое кивание головой, в сочетании с хорошимвизуальным контактом и реакциями типа “Угу” и “Я понимаю”. Тон, темп и громкость голоса Голос является важным средством выражения целого диапазонасубъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать оэмоциональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает,когда говорящий взволнован, возбуждён или обеспокоен. Быстро также говориттот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь частосвидетельствует об угнетённом состоянии, высокомерии или усталости. 14

    Слайд 15

    Итог моей презентации

    Следует выделить два основных вида коммуникации. В человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Любой другой способ взаимодействия может быть выражен средствами языка. Впрочем, как уже говорилось, средствами языка может быть выражено все. А коммуникативная функция, как уже упоминалось в предыдущих главах, является одной из важнейших функций языка. Работу выполнил студент 2 курса Черноморской Государственной Академии Азаров Ю.В. 15

    Посмотреть все слайды

    1 слайд

    Секреты невербального общения.

    Выделяют две группы способов, которыми может осуществляться взаимодействие между людьми: вербальные и невербальные способы общения.

    Вербальным средством общения считается речь. Вербальное общение - это беседа на уровне слов, понятных всем собеседникам.

    Невербальное общение является внешней формой проявления внутреннего мира человека. Вербальные и невербальные средства коммуникации соотносятся в одном сообщении в разной степени. Они могут дополнять друг друга, сопровождать, противоречить или заменять. Вербальные средства коммуникации занимают 20-40% всей воспринимаемой информации. Остальное общение - невербальное.

    Специалисты считают, что многие жесты носят врожденную природу, так как используются слепыми и глухими.

    2 слайд

    Невербальное поведение - реакции тела, дополняющие основное содержание речи, переданное при помощи языка.

    3 слайд

    Все невербальные средства общения подразделяются на группы:

    1) визуальные- зрительно воспринимаемые движения другого человека (поза, жест, мимика, взгляд, походка, направление движения, дистанция);




    Кинесика (поза тела, мимика, жесты, походка). Тактильное поведение (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи). Взгляд (направление взгляда, его длительность, частота контакта). Проксемика (ориентация, дистанция, размещение за столом)


    Закрытые жесты и позы Руки, скрещенные на груди, перекрещенные ноги в положениях стоя и сидя. Эмоциональный статус человека не позволяет чувствовать себя свободно и непринужденно. Руки ладонями вверх и широко раскинуты в стороны. Посадка головы прямая, плечи расправлены. Взгляд прямой. Мимика лица без напряжения и скованности. Открыты е жесты и позы тела


    Указательные жесты направлены Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. Демонстративные жесты поясняют положение дел. Касательные жесты помогают установить Касательные жесты помогают установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера.


    Скука: собеседник подпирает свою голову рукой. Чем больше голова опирается на руку, тем собеседнику скучнее. Неодобрение: стряхивание с себя несуществующих ворсинок, расправление складок одежды, одергивание юбки. Готовность уйти: опускание век (потеря интереса), почесывание уха (отгорожение от речи), потягивание мочки уха (не хочет высказываться), поворачивание всем корпусом тела или ногой к двери. Жест в виде снятия очков также дает сигнал для окончания беседы. Раздражение: потирание шеи, лишние движения руками, пощипывании сумочки у дамы, машинальное черчение на бумаге.


    Различаются по способу их совершения, силе и длительности. Крепкое, энергичное потряхивание руки собеседника говорит об искренности партнера, его желании продолжить беседу. Обхват руки своими в виде «перчатки» также говорит о дружелюбии. Различаются по способу их совершения, силе и длительности. Крепкое, энергичное потряхивание руки собеседника говорит об искренности партнера, его желании продолжить беседу. Обхват руки своими в виде «перчатки» также говорит о дружелюбии. Рука, оказывающаяся ладонью вниз в пожатии, свидетельствует о желании доминировать над другим человеком. Если наоборот, повернута ладонью вверх – ее обладатель бессознательно признает себя подчиненным собеседнику. Рука, оказывающаяся ладонью вниз в пожатии, свидетельствует о желании доминировать над другим человеком. Если наоборот, повернута ладонью вверх – ее обладатель бессознательно признает себя подчиненным собеседнику.


    Социальный взгляд – глаза направлены на зону лица человека в области рта, носа и глаз. Он характерен в ситуациях непринужденного общения с друзьями и знакомыми. Интимный взгляд – проходит через линию глаз собеседника и опускается на уровень ниже подбородка, шеи на другие части тела. Характерно расширение зрачков, как предвкушение удовольствия. Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, означает заинтересованность. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение.


    Представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете серьезную атмосферу, и другой человек чувствует, что вы настроены по-деловому. Никогда не опускайте свой взгляд ниже глаз другого человека. Иначе вы не сможете контролировать ход переговоров при помощи своего взгляда. Может оказать сильное воздействие на адресата и показать, что вы очень серьезно настроены.



    Невербальные способы общения в педагогическом процессе

    Выполнила: Болдырева Н.И.


    Невербальное общение - это «язык жестов», такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.). Невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.


    Невербальная коммуника​ция осуществляется в процессе речевого об​щения параллельно с вербаль​ной и является важнейшим средством обще​ния и взаимопони​мания людей (И.Н. Горелов, Г.В. Колшанский, В.П. Морозов, К.Ф. Седов, В.А. Лабун​ская и др.). Человек говорит всем своим существом. Психологи установили, что в процессе общения с помощью вербаль​ных средств переда​ется и получается лишь 20-40% информации. Осталь​ная коммуникация осуществляется за счет невербальных средств.



    Невербальные средства общения облег​чают взаимное приспособление друг к другу и соз​дают возмож​ность координировать совместные дейст​вия. Способность выражения невербаль​ными средст​вами своих намерений, чувств и состояний зави​сит от культуры человека. Н.И. Шевандрин выделяет следующие виды невербальных средств общения:


    1. Визуальные: а) кинесика: движения рук, головы, ног, туловища, походка; выраже​ние лица, глаз; позы, осанка, положение головы; направление взгляда, визуаль​ные контакты; кожные ре​акции (покраснение, побледне​ние, вспотение и др.); б) проксемика (пространственная и временная организа​ция общения): расстояние до собе​седника, угол поворо​та к нему, простран​ство общения; в) вспомогательные средства общения: подчеркивание или сокрытие особенностей тело​сложения (признаки пола, возраста, расы); г) средства преобразования природного телосложения: одежда, при​ческа, косметика, очки, украшения, усы, борода, мелкие пред​меты в руках.


    2. Акустические: а) паралингвистические (качество голоса, его диапазон, то​нальность): громкость, тембр, ритм, высота звука; б) экстралингвистические: речевые паузы, смех, плач, вздо​хи, хлопанье.


    3 . Тактильные (такесика): прикосновения, объятие, по​целуй.


    4 . Ольфакторные: приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека.


    Основными задачами невербального общения являются следующие: создание и поддержка психологического контакта, регу​ляция про​цесса об​щения; придание новых смысловых оттенков словесному тек​сту, правиль​ное толкование слов; выражение эмоций, оценок, ролей, смысла ситуации .


    Невербальные движе​ния, как отмечает В.А. Лабунская, по-разному соотно​сятся с речью: 1) выра​жают то же самое, что и речь; 2) предвосхищают значения, пере​данные ре​чью; 3) выражают значения, противоречащие содержанию речи; 4) могут за​полнять или объ​яснять периоды молчания, указывая на намере​ния говоря​щего продолжить свою реплику, на поиски подходящего слова; 5) могут за​менять отдельные слова или фразу; 6) могут регулиро​вать поток речи, акцен​тировать ту или иную часть вербального общения





    Жесты – это воспроизводимые значимые движения рук и головы, по​зы, рассчи​танные на восприятие реципиентов, предназначенные для пере​дачи эмоциональ​ной и интеллектуальной информации, имеющие соци​ально-фик​сированную форму. В «языке» жестов, употребляемом в повсе​дневном обще​нии людей, можно выделить два типа жестовых систем. Первую систему об​разуют жесты-знаки, т.е. преднамеренно воспроизво​димые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо вос​приятие и пред​назначенные для передачи информации. Вторая система включает жесты-сигналы, кото​рые непро​извольны, неосознанны и не рас​считаны на чье-либо восприятие (хотя и имеют значение для опытного на​блюдателя). Выбор жеста обу​словлен личност​ными особенностями, отношениями ме​жду партнерами по общению, си​туацией общения.



    Пантомимика – совокупность выразительных движений тела, сопро​во​ждающих речь и эмоции (осанка и поза, движения тела, которые играют важ​ную роль в облике человека). Люди с бедной пантомимикой не в со​стоянии четко выразить свое эмоциональное состояние, воспри​нять невер​бальную информацию собеседника, что затрудняет процесс ком​муника​ции.



    Нормами пространственной и временной организации обще​ния зани​ма​ется наука про​ксемика, которую ее автор Э. Холл назвал «пространст​венной психологией». Э. Холл предло​жил 4 категории пространственной коммуни​кации, четыре четких пространственных зоны, которые как кон​центриче​ские круги на воде окружают друг друга. 1. Интимная зона (от 15 до 45 см). Из всех зон эта самая главная, по​скольку именно ее че​ловек охраняет так, будто это его собственность. Раз​решается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, влюблен​ные, близкие друзья и родственники.


    2 . Личная зона (от 45 до 120 см). Данное расстояние исполь​зуется при обыденном обще​нии со знакомыми людьми. Эта дистанция обыч​но разде​ляет нас, когда мы находимся на прие​мах, офици​альных вечерах и друже​ских вечеринках.


    3 . Социальная зона (от 120 до 400 см). На таком расстоя​нии мы обща​емся при официаль​ных встречах с посторон​ними людьми, то есть такое рас​стояние при​нято при общении с людьми, которых мы не очень хоро​шо знаем.


    4. Общественная, или публичная, зона (более 4 м). При об​щении с боль​шими группами людей и лектору, и слуша​телям будет удобнее пере​давать и воспринимать инфор​мацию на та​ком удалении друг от друга.


    В процессе педагогического общения доминирует роль языка как по​ли​функциональной знаковой системы по сравнению с невербальными сис​те​мами. Семантика слова, значение грамматических кате​горий языка вне​лич​ностны, но в речи одни и те же языковые единицы могут быть воспри​няты слушающим по-раз​ному – в зависимости от инто​нации говорящего, от доб​рой (или насмешливой) улыбки, от не​ожиданного жеста. Это обус​ловлено тем, что восприятие слова-знака (единицы языка) обо​га​щается одновремен​ным комплексным вос​приятием знаков другой сис​темы – невербальной. Умение «декодировать» невербальную информацию – важное условие эффективности общения и особое умение, профессио​нально необходимое для учителя.

    План работы:

    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    Понятие, функции и структура невербального
    общения.
    Изучение индивидуальности человека по позе,
    жестам и мимике.
    Изучение индивидуальности человека по другим
    невербальным источникам.
    Практические задания.
    Список источников информации.

    Понятие, функции и структура невербального общения

    Невербальное
    общение

    это
    процесс
    коммуникации посредством неречевых знаковых
    систем.

    Структура невербального общения

    Визуальная
    система
    (мимика, жесты, позы)
    Тактильная
    система
    (прикосновения и
    рукопожатия)
    Акустическая
    система
    (громкость, темп, тембр,
    паузы)
    Ольфакторная
    система
    (приятные и неприятные
    запахи окружающей среды)

    Соотношение вербальной и невербальной составляющих в процессе общения

    10%
    Речь
    30%
    60%
    Интонация
    Поза, жесты, мимика

    Наиболее значимыми составляющими невербального общения являются:

    ЖЕСТЫ
    ПОЗА
    МИМИКА

    Мимические признаки
    эмоционального
    состояния

    Надо принять
    решение через
    силу
    Внутренний
    конфликт и попытка
    найти компромисс с
    самим собой ярко
    отражаются на лице
    и поведении: лицо
    напряжено,
    руки
    прикасаются ко лбу.
    Призыв к
    компромиссу
    Доброжелательное
    выражение лица и
    корпус наклонен в
    сторону собеседника.
    Доволен
    Довольное
    лицо,
    расслабленное
    положение
    тела.
    Руки за голову, нога
    на ногу.
    Демонстрирую
    уверенность
    Высоко
    поднятая
    голова,
    широкая
    улыбка,
    расправленные
    плечи – все это
    выдает уверенного в
    себе человека.

    Доминирование
    Взгляд
    внимательный,
    серьезный.
    Лицо
    спокойное.
    Руки
    скрещены, большие
    пальцы
    могут
    указывать
    вверх.
    Этот
    человек
    чувствует
    свое
    превосходство.
    Готовность
    подстроиться
    под
    собеседника
    Наклон корпуса и
    внимательный
    взгляд, говорят о
    том, что человек
    внимательно следит
    за вашей речью.
    Открытость
    намерений
    Приветливая
    улыбка,
    прямой
    взгляд,
    ладони
    открыты.
    Скорее
    всего
    данный
    человек искренен и
    настроен
    дружелюбно.
    Ложь
    Рот
    прикрытый
    ладонью
    и
    испуганный взгляд.
    Зачастую
    это
    признак того, что
    собеседник от вас
    что-то скрывает.

    СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДИСТАНЦИЙ В ОБЩЕНИИ
    ДИСТАНЦИЯ
    ИНТИМНАЯ
    ЛИЧНАЯ
    РАССТОЯНИЕ
    СОБЕСЕДНИКИ
    СИТУАЦИЯ
    МЕНЕЕ 40-50 СМ
    РОДИТЕЛИ, ДЕТИ,
    ВЛЮБЛЕННЫЕ
    ДУХОВНАЯ
    БЛИЗОСТЬ, ПОЛНОЕ
    ДОВЕРИЕ
    ОТ 0,4 М ДО 1,2 М
    ДРУЗЬЯ,
    ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ
    ДОВЕРИЕ,
    ОБСУЖДЕНИЕ,
    СОВМЕСТНАЯ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    СОЦИАЛЬНАЯ
    ОТ 1,2 ДО 2 М
    ПРИЯТЕЛИ, КОЛЛЕГИ
    ПО РАБОТЕ
    ОБМЕН
    НОВОСТЯМИ,
    ДЕЛОВОЕ
    ОБЩЕНИЕ
    ФОРМАЛЬНАЯ
    ОТ 2 ДО 4 М
    НАЧАЛЬНИК ПОДЧИНЕННЫЙ
    ДЕЛОВЫЕ
    ПЕРЕГОВОРЫ

    Взаимная ориентация людей в пространстве

    В
    А
    А
    В
    Позиция непринужденного общения
    А
    В
    Позиция соперничества
    А
    В
    Позиция сотрудничества
    Независимая позиция

    Задание 1. Определение эмоций по выражению лица

    На основании анализа представленных
    изображений на слайдах, определите, в
    каком
    эмоциональном
    состоянии
    находится человек.

    ???

    Счастье

    1
    Небольшие морщинки
    в уголках глаз
    2
    Щеки приподняты
    3
    Уголки
    губ
    приподняты

    ???

    Удивление

    1
    Брови приподняты
    2
    Глаза
    широко
    раскрыты
    3
    Рот открыт

    Задание 2. Умение понимать реакцию
    людей
    Вам необходимо выбрать фотографию, которая
    должна
    соответствовать
    утверждению.
    предложенному
    слева

    схемах и таблицах: учебное пособие/ А.М. Руденко.Ростов н/Д: Феникс, 2015.
    2. Интернет энциклопедия практической психологии
    [Электронный
    ресурс].

    Режим доступа:
    http://www.psychologos.ru/
    3. Научная электронная библиотека [Электронный
    ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru.