Презентация на тему андрей городецкий. Презентация на тему: Городецкая роспись

Cлайд 1

Cлайд 2

Городецкая роспись План урока. 1. Знакомство с историей 2. Знакомство с основными сюжетами росписи. 3. Знакомство с основными приемами росписи. 4. Выполнение практического задания: роспись закладки для книги.

Cлайд 3

История городецкой росписи. Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры, в селениях Косково, Курцево, Репино, Боярское и др. В XVIII в. здесь возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Cлайд 4

Традиции Городца. Что такое «донце»? В словаре русского языка В.И. Даля мы найдем, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. Сюжетами Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни.

Cлайд 5

Городецкий орнамент В росписи значительное место занимает орнамент. Орнамент - это живописное или графическое украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи - это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.

Cлайд 6

Техника исполнение Городецкого орнамента Первый - подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Главное при этом - научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; Второй этап - теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Третий этап - оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

Cлайд 7

Техника изображения основных растительных элементов. Купавка - самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка по размеру большая. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки.Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Оживка выполняется белилами. Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками - лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.

Cлайд 8

Техника изображения птиц. Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.











1 из 10

Презентация на тему: Городецкая роспись

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

История городецкой росписи. Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры, в селениях Косково, Курцево, Репино, Боярское и др. В XVIII в. здесь возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

№ слайда 4

Описание слайда:

Традиции Городца. Что такое «донце»? В словаре русского языка В.И. Даля мы найдем, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. Сюжетами Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни.

№ слайда 5

Описание слайда:

Городецкий орнамент В росписи значительное место занимает орнамент. Орнамент - это живописное или графическое украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи - это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.

№ слайда 6

Описание слайда:

Техника исполнение Городецкого орнамента Первый - подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Главное при этом - научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; Второй этап - теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Третий этап - оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

№ слайда 7

Описание слайда:

Техника изображения основных растительных элементов. Купавка - самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка по размеру большая. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки.Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Оживка выполняется белилами. Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками - лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.

№ слайда 8

Описание слайда:

Техника изображения птиц. Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Практическое задание. Роспись закладки для книг. Последовательность выполнения работы: Продумаем композицию, определим размеры основных элементов. После того как найдено место расположения орнамента, выделяем главный композиционный центр, определяем пропорции частей, находим цветовое решение композиции. После уточнения композиции приступаем к работе красками, точно соблюдая последовательность этапов росписи. Заканчивается работа над композиции детальной прорисовкой деталей.

Вехи жизни и творчества С.М.Городецкого Презентацию подготовил ученик 11 класса Безбородов В. Преподаватель Куркова Н.Б. Биография С. М. Городецкого Россия, 17.01.1884 - 08.06.1967 Cергей Митрофанович Городецкий Русский поэт, наряду с Гумилевым основатель и теоретик акмеизма (его "второй основоположник", по выражению Брюсова). С.М.Городецкий А.А.Блок Родился 5 января (17 н.с.) в Петербурге в семье чиновника Министерства внутренних дел, писателя-этнографа, художника-любителя. Окончив гимназию, Городецкий поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета (1902), где познакомился со студентом А. Блоком, дружба с которым продолжалась долгие годы. С особым интересом занимался славяноведением, античностью, русской литературой, историей искусств, философией и фольклором. Писал стихи. Первая книга стихов "Ярь" вышла в свет в 1906, за ней последовала вторая "Перун", затем третья - "Дикая воля". Они принесли двадцатидвухлетнему поэту широкое признание. В 1908 г. женился на поэтессе Нимфе Бел – конь – Любомирской. С. М. Городецкий с женой. Портрет работы И.Репина(1914) Нимфа Бел – конь - Любомирская - псевдоним Анны Алексеевны Городецкой, урожденной Козельской. Дружила с А.Блоком и другими поэтами символистской и акмеистической ориентации, бывавшими в её доме. В 1916 г. Бел-конь-Любомирская вместе с мужем переехала в Тифлис, где принимала участие в работе основанного С. Городецким «Цеха поэтов», была хозяйкой литературного салона Разочаровавшись в символизме, Сергей Городецкий (посещал знаменитые "среды" Вяч. Иванова, теоретика символистов), стал одним из организаторов "Цеха поэтов" акмеистов, куда вошли Н. Гумилев, А. Ахматова, О.Мандельштам и др. Издавали журнал "Гиперборей". В 1913 выпустил книгу восьмистиший - "Цветущий посох". Вяч.Иванов Н.Гумилев А.Ахматова О.Мандельштам Издание журнала "Гиперборей" Издание книги"Цветущий посох". С 1915 начинается дружба с С. Есениным, в котором он увидел надежду русской литературы и всячески поддерживал его. С.Есенин Есенин и Городецкий Во время Февральской революции был в Персии, оказавшись там вместе с отступавшими русскими войсками. Октябрь 1917 застал поэта на Кавказе: сначала он живет в Тифлисе, затем - в Баку. В 1918 пишет стихотворение "Ностальгия", говорящее о решительности сделанного поэтом выбора: он становится на сторону революции. После Октябрьской революции, будучи в Баку, Городецкий поступил на службу в РОСТА (Российское телеграфное агентство), затем в Политуправление Каспийского флота, редактирует различные журналы, выступает с лекциями и статьями о русской поэзии, музыке, живописи и культуре кавказских народов. С 1921 жил в Москве, много публиковался, переводил поэзию народов СССР. До 1924 работал в Театре Революции, затем до 1932 - в литературном отделе газеты «Известия». В 30-е гг. много работал над оперными либретто - это был хороший и сравнительно безопасный способ литературного заработка. Во время Отечественной войны был в эвакуации сначала в Ташкенте, затем - в Таджикистане. Переводил стихи узбекских и таджикских поэтов. Вернулся в Москву еще до окончания войны, много писал: книга стихов "Песня дружбы" (1945), стихи "Послесловие", "Памяти А.Н.Радищева" (1947), "Кремль»(1958), "Гомер" (1962), "Мудрость", "Раздумье" (1964), "Моя обитель" и многие другие. В 1958 публикует автобиографический очерк "Мой путь". В 1960-е пишет стихи, посвященные подвигу космонавтов. В последние годы жизни преподавал в Литературном институте им. М.Горького, работая с заочниками. Последние стихи - "Горячее время", "Видна дорога". Умер в июне 1967, в городе Обнинске. Вывод о творчестве В своей ранней лирике Городецкий испытал влияние символистов, прежде всего - Вячеслава Иванова, А. Блока и К. Бальмонта, для него характерно возвращение к мотивам языческой славянской мифологии и первобытных сил, проявляющихся в связи с природой. После большевистского переворота Городецкий писал политические стихи - от агиток периода гражданской войны, приветствий пролетарским поэтам (1921), партийным съездам (1931, 1958) и космонавтам (1962) до текста кантаты «Песнь о партии».


Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный

промысел Нижегородского края.

Он получил развитие во второй половине XIX века

в заволжских деревнях близ Городца.

Жители окрестных деревень слыли искусными

ремесленниками,среди которых были кузнецы,

ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры.

Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого

материала, из которого делали всё: от детских игрушек

до предметов мебели. Особой известностью пользовались городецкие

прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской

ярмарке и расходились по все России. Их с удовольствием покупали

благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.

После окончания работы такими донцами хозяйки украшали

стены вместо картин. Вскоре такой росписью стали украшать

не только прялки, но и многие предметы народного

быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки.


Городецкая роспись своеобразна по своей манере,

поэтому спутать её достаточно трудно.

Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд,

букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.

Городецкие мастера не знали законов перспективы,

поэтому их рисунки были плоскими. Но их работы всегда отличались

удивительной лёгкостью и прозрачностью.

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые

ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного

контура. Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой

чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета.

В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило

цветовую гамму. Но технология осталась та же.


Основными элементами городецкой росписи считают

«розаны», «купавки», «ромашки», «бубенчики».

Главные герои городецкой росписи – птица и конь.

Все это по преимуществу фантастические птицы,

кони, которые пришли к нам из доброй сказки. Вспомните сказки

«Сивка-бурка», «Жар-птица», «Аленький цветочек»…

Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет.

Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях,

сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими

окнами, пышными занавесками, настенными часами. Но встречались

и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство

Давайте внимательно рассмотрим этапы выполнения каждого элемента

и их разновидность.
















1 . Назовите родину городецкой росписи.

2. Какие изделия с городецкой росписью можно было встретить на ярмарках?

3. Перечислите особенности городецкой росписи.

4. Просмотрите еще раз внимательно поэтапное выполнение элементов росписи и создайте свою композицию .


История городецкой росписи.

Роспись, которая ныне называется
городецкой, родилась в Поволжье, в
деревнях, расположенных на
берегах чистой и светлой речки
Узоры, в селениях Косково,
Курцево, Репино, Боярское и др.
Свои изделия крестьяне отвозили
продавать на ярмарку в село Городец.
Поэтому роспись, выполненная на этих
изделиях, получила название
Городецкая.

Росписи выполняются гуашью. Сначала готовят
цветной фон (часто желтый), на него наносят
главные фигуры, букеты, в виде крупных цветовых
пятен, красиво согласованных по тону и цвету.

Господствующий цвет городецких росписей
ярко-желтый хром или киноварь (ярко-красной
краска).
Синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона
(розовый, голубой) используются для написания
узора, черный и белый – для проработки деталей.

Городецкий орнамент

В росписи
значительное место
занимает орнамент.
Орнамент - это
живописное или
графическое
украшение из
сочетания
геометрических,
растительных или
животных элементов.
Основные элементы
Городецкой росписи -
это круги, скобки,
точки, капли, дуги,
штрихи, спирали.

Техника изображения основных растительных элементов.

Техника
изображения
Купавка
(поэтапное
выполнение)
основных растительных
элементов.
Купавка - самый
распространенный цветок в
городецком орнаменте.
Подмалевка по размеру
большая. Расписывать
начинают с маленького
кружочка по ее краю, затем
делают скобку внутри круга.
По краю подмалевки рисуют
скобки.Скобки по ее краю
рисуют, начиная с центра,
постепенно уменьшая их в
размерах до сердцевинки.
Оживка выполняется
белилами.

Розан отражает главные
признаки цветка, т.е. имеет
лепестки и ярко выраженный
центр. Силуэт в форме круга. По
размеру может быть больше
купавки. Центр цветка рисуют в
середине. Розан в росписи
Городца окружен скобками -
лепестками одного размера,
цвет которых совпадает с
цветом середины. Техника
росписи скобок та же, что и у
купавки.

Техника изображения птиц.

Техника изображения птиц.
Городецкая птица является символом
семейного счастья. Птиц изображают
в различных вариантах: это и гордый
павлин, и насупленный индюк, и
задиристый петух, и сказочная птица.
Начинают писать их с плавной линии,
изображающей изгиб шеи и груди,
потом наносят линию, определяющую
форму головы и спины, затем
определяют линию крыла, нитевидные
клюв и ноги. Чаще всего туловище
выполняют черным цветом, крыло
закрашивают городецкой зеленой
краской. Хвост пишут по-разному,
например, ограничивают с двух
сторон линиями, определяющими его
силуэт и закрашивают. Лучше всего
это выполнить алым цветом. В
другом случае прорисовывают каждое
перышко хвоста в два цвета.
Разработку птиц начинают с головы и
заканчивают хвостом. Оживки делают
белилами, нанося тонкие мазки.

Существует три вида композиции
в городецкой росписи:
1.Цветочная роспись.

2. Цветочная роспись с включением мотива
«конь» и «птица»;

3.Сюжетная роспись.

Промысел
металлических подносов,
расписанных масляными
красками и покрытых
лаком, возник в начале
19 века в Троицкой
волости Московской
губернии.
В деревне Жостово
братьями
Вишняковыми была
открыта
мастерская, а позже была
образована
Жостовская фабрика
декоративной
росписи.

Элементы росписи
жостовский орнамент

Кистевые мазки
Мазок «запятая»
Мазок» зигзаг»
Элемент «стебелек»
Мазок «в полкисти»
элемент» «сердечко»
элемент «лепесток»

Этапы росписи
Наиболее важной операцией, требующей
подлинного творчества, является роспись,
изображающая чаще всего красочные букеты
цветов. Роспись выполняется в несколько
этапов.
Начинается она с
«замалевки» -разбеленными
красками намечается общий
силуэт изображения (цветов
и листьев), основных пятен.
«Замалеванные»
подносы сушатся в
печах в течении
нескольких часов.

Вторым этапом является
«Тенежка».
На просохшем «замалевке»
прозрачными красками
накладываются тени т.е.
выявляются теневые места
растений.
Третий этап –»Прокладка»
Плотное письмо яркими
красками. Формы букетов
обретают плоть, уточняются,
высветляются, возникает
контрастный или
гармоничный колорит
композиции.

4-й этап –»Бликовка» - то есть
нанесение белильных мазков,
уточняющих все обьемы.
5 – й этап –
»Чертежка»
Быстро и легко
очерчивает
лепестки, листья,
прожилки –
выразительно
подчеркивая по
контрасту их сочную живость.
6 –й заключительный этап, завершающий
письмо – »Привязка»- тонкие травки и
усики, объединяющие все изображения в
букете мягким переходом связывающие
его с фоном.

Поднос украшает цветочная роспись.
Крупные
цветы окружены более мелкими и связываются между
собой гибкими стеблями и листьями.

Золотой орнамент по
краю подноса
завершает
праздничную
композицию
цветочного букета
ОРНАМЕНТ – роспись
золотой краской по
борту подноса

Родилось искусство
Хохломы в середине
17 века в
крестьянском быту
заволжских деревень.
Искусству этому уже
более 300 лет.

История развития промысла
Хохломская роспись
Река Узола, вдоль
которой расположены
деревни, где родилась
Хохлома.
Хохлома - так называлось
большое торговое село, куда
привозились для продажи
изделия из окрестных сёл и
деревень. Здесь
привлекательный товар
приобретали купцы, а затем
сбывали на ярмарках не только
по всей России, но и за её
пределами. И в сознании
покупателей красочная посуда,
ложки стали ассоциироваться с
именем торгового села.
Нижегородское Заволжье - центр
искусства хохломской росписи край насыщенной истории и
самобытной культуры.

Название промысла связано со старинным
торговым селом Хохлома, куда из окрестных
деревень свозили на продажу расписную
посуду.
Местные жители
говорят по –
- волжски – Хохлома,
ударяя на первый
слог.

Чудо изделия

Красный
Черный
Желтый
Зеленый

Использование всех цветов хохломы

Преобладание
красного и желтого
цвета

Преобладание зеленого

Выточенные деревянные изделия грунтуют жидко
разведенной глиной, сушат в печи, покрывают
олифой. Так делают несколько раз. В последний же
раз олифу не досушивают, чтобы к ней легко
пристал серебряный
порошок – полуда. Когда
слой полуды подсохнет,
серебряные заготовки
поступят на роспись
«под фон»

На заготовку наносится красный или черный рисунок,
просушивается в печи, покрывается лаком, ставится
снова в печь – тут –то и происходит чудо:
Под температурой
до 180 градусов
лак потемнеет и
будет казаться
медово-золотым на
посеребренной
поверхности.
А потом уже раскрашивается
нанесенный рисунок,
обжигается и опять сушится…
.

Виды хохломской росписи

Хохломская роспись бывает двух видов:
верховое письмо и фоновое. Верховое
письмо-это травная роспись, роспись «под
листок». Фоновое письмо- это кудрина,
роспись «под фон».

Разнообразие хохломской росписи делится на
«верховое» и «фоновое письмо.
Верховое письмо
Фоновое
письмо
Разновидность
фонового письма
– « кудрина»

ВЕРХОВЫМ
письмо называется потому, что золоченая
поверхность не закрашивается, а по ней,
по верху, наносится рисунок.

ФОНОВОЕ письмо - на полуду (серебряный фон)
наносят контуры будущих листьев,
цветов, ягод. Пространство по наружной
стороне контурных линий закрашивается
черной или красной
краской – происходит
заливка фона, а затем
расцвечивание
элементов рисунка.
Последовательность
выполнения росписи
«под фон».

«КУДРИНА» - Более абстрактна, фантазийна, затейлива.
По царски нарядна выглядит роспись, как на черном
так и на красном фоне.
Из птичьих хвостов
вырастают диковинные
растения, листья
напоминают перья, а из
крупного сказочного цветка
высыпаются каскадом
ягоды

ЭЛЕМЕНТЫ ХОХЛОМСКОЙ
РОСПИСИ

Орнаментальные полосы, обводки, бордюры,
украешки.

Травные кустики «Кудрины».
Последовательность
выполнения цветка
«Кудрины».

Гжель – это название живописного подмосковного региона,
что в 60-и км. От Москвы.
Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. Это красота гармонии,
сказка и быль.
Фарфор с нарядной синей росписью известен теперь не только
в России, но и далеко за её пределами.
Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное.

Самое первое упоминание о Гжели
встречается в завещании
Ивана Калиты 1328года. (XIV век)
Затем это название повторяется
В грамотах Ивана Грозного (XVIв)

В 1663 году царь Алексей Михайлович издал
приказ: «привозить в Москву из Гжели глину для
изготовления аптекарьской посуды».
До середины 18 века Гжель делала обычную
для того времени гончарную посуду,
изготавливали кирпичи, гончарные трубы,
а также примитивные детские игрушки, снабжая
ими Москву.

Объединение «Гжель» - современное предприятие.
Гжель – это
вазы
статуэтки
игрушки

Квасник -сосуд, в котором хранили и подавали
дрожжевой или фруктовый квас.

Кобальтовый цветок синими всплесками,
будто из глубины, пробивается на блестящую
гладь фарфора и разливается тончайшими
переливами, подобно тому, как расходятся
круги по воде от брошенного камня.

Увидите сверкающий фарфор с вечно
цветущим кобальтовым цветком и сразу
его узнаете: это Гжель

Изделие из глины.

Дымковская
игрушка. Высота
игрушки 20-25 см..
Традиционными
дымковскими
игрушками
считаются петухи,
барыни, няньки.

Дымковская игрушка

Название промысла связано
с Дымковской слободой близ
города Вятки (сейчас
Дымково – окраина Кирова).
Изображаются всадники,
дамы в красивых нарядах с
цветными оборками,
кавалеры, сказочные
персонажи, животные,
бытовые сценки. Позы и
сами фигурки несколько
условны, упрощены. В
росписи используются яркие
краски, как правило, по
белому фону, позолота. В
орнаменте используются
круги, волнистые линии,
полоски, клеточки.

Филимоновская
игрушка - русский
художественный
промысел,
сформировавшийся
в Тульской области.
Основную массу
изделий мастериц
составляют
традиционные
свистульки: барыни,
всадники, коровы,
медведи, петухи.

Филимоновская игрушка

Деревня Филимоново
находится в Тульской области.
Издавна здесь делали посуду и
игрушки из местной светлой
гончарной глины. Формы
игрушек оригинальные,
необычные. Фигурки несколько
вытянуты, в росписи
преобладает 3-4 цвета. Сама
роспись – чередование
горизонтальных полос по
белому, желтому фону. В
орнаменте используются также
круги, «розетки», треугольники,
зигзаги, точки. Игрушки
изображали птиц, сказочных
животных, всадников, барынь,
бытовые сценки (жених и
невеста, катание на тройке и
т.д.)

Полоховмайданская
роспись.
В селах Полоховмайдан
Нижегородской
области делают
яркие расписные
игрушки-тарарушки
– это матрешки,
кони-тройки,
шкатулки, грибы,
вазочки, солонки.

Ложкарный промысел.

Этим промыслом
занимались
крестьяне, жили они
на
малоплодородных
землях
(Архангельской,
Новгородской,
Владимирской).

Русские матрешки
игрушка в виде расписной
куклы, внутри которой
находятся подобные ей
куклы меньшего
размера. Изобретение
русской матрёшки
приписывается токарю
В. П. Звёздочкину в
1890-х годах, а автором
первой росписи был
профессиональный
художник С. В. Малютин

Абра́мцевоку́дринская
резьба́ -
художественный
промысел резьбы по
дереву,
сформировавшийся
в конце XIX века в
окрестностях
подмосковной
усадьбы Абрамцево.

Богородская
резьба,
богородская
игрушка - русский
народный промысел
резных игрушек и
скульптуры из
мягких пород дерева
(липы, ольхи,
осины). пос.
Богородское
Московской области
с XVI-XVIII веков.

Богородская резная игрушка

Подмосковное село
Богородское расположено
недалеко от г. Сергиева Посада.
Промысел резной деревянной
игрушки возник в 16-17 веках.
Можно выделить два вида
игрушек: игрушки-скульптуры и
движущиеся игрушки. Манера
богородской резьбы точная,
резкая, хорошо заметен след
резца. Как правило, игрушку не
расписывали, сохраняя
натуральный теплый цвет
дерева, но иногда делали
раскрашенные игрушки.
Тематика разнообразна:
крестьяне, охотники, военные,
звери и птицы, сценки из
повседневной жизни, сказочные
сюжеты.

Финифть - особый
вид прикладного
искусства, в котором
используется эмаль
в сочетании с метал.
Эмали
окрашиваются
солями металлов:
добавки золота
придают стеклу
рубиновый цвет,
кобальта - синий
цвет, а меди -
зелёный

Финифть

Финифть это древнерусское название эмали, а произошло оно
от греческого финифтис, что означает блестящий.
Ростовская финифть считается лучшей в России. Роспись
по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и
прозрачность цвета.

Скань Филигрань
Скань (от др.-рус. скать - свивать),
филигрань - вид ювелирной
техники: ажурный или напаянный на
металлический фон узор из тонкой
золотой, серебряной или медной
проволоки, гладкой или свитой в
верёвочки. Изделия из скани часто
дополняются зернью (маленькие
серебряные или золотые шарики) и
эмалью.
Изделия со сканью производились во
многих художественных центрах
России. Создавались как большие
произведения искусства, так и
небольшие изделия (вазочки, солонки,
шкатулки). В производстве стали
применять хрусталь и перламутр.

Гусевский хрусталь

В непроходимых лесах Мещерского края,
на речке Гусь, расположен небольшой
город с прекрасным названием ГусьХрустальный. Город, который по праву
носит звание центра Российского
стеклоделия.
Знаменитые гусевские графины с
петухами,
букетами стали известны по всей России и
во всем мире.
А после освоения производства хрусталя,
гусевский хрусталь очень быстро завоевал
признание на российском рынке.

Ассортимент гусевских изделий из простого и цветного стекла и хрусталя
разнообразен - начиная с простой столовой стеклянной посуды и кончая
шикарными украшенными богатой алмазной гранью и резьбой
предметами. Такие изделия приобрели особый характер уникальности,
высокой художественности исполнения.

Изделия из папье-маше.

В Федоскино,
Палехе из папьемаше изготавливают
основу для
традиционной
лаковой миниатюры.
Из папье-маше
делают муляжи,
маски, учебные
пособия, игрушки,
театральную
бутафорию,
шкатулки.

Палехская
миниатюра -
народный промысел,
развившийся в
поселке Палех
Ивановской области.
Лаковая миниатюра
на папье-маше.
Обычно
расписываются
шкатулки, ларцы,
кубышки, брошки,
панно, пепельницы,
заколки для галстука,
игольницы

Федоскинская
роспись.
Производство изделий
из папье-маше возникло
в 1795 году, когда купец
П. И. Коробов
организовал в
купленном им сельце
Данилкове (в настоящее
время входит в состав
Федоскина).Излюбленн
ыми мотивами росписи
федоскинских
миниатюристов стали
популярные в то время
сюжеты: "тройки",
"чаепития", сцены из
русской и
малороссийской
крестьянской жизни.

Художественное ручное кружево.

Ручные кружева - это узорная сетчатая ткань,
представляющая собой произведение декоративноприкладного искусства.
На Руси кружевоплетение существовало уже в
XIII в.
В XVII в. было распространено кружевоплетение
из золотых и серебряных нитей. В XIX в. Стали
применять хлопчатобумажную пряжу.
Особенного подъема кружевоплетение
достигает в конце XIX в.
Ручные кружева в этот период пользовались
большим спросом на внутреннем и международном
рынках.

Елецкие кружева.
Михайловские рязанские кружева
Кировские (вятские) кружева.
Вологодские кружева.

Кружевоплетение.

Вологодское
кружево – самое
известное, оно
выплетается там с
1820 года. Особое
внимание уделяется
штучным изделиям:
знаменитым
воротникам,
пелеринам, шарфам,
перчаткам,
салфеткам.

Павлово-Посадский платок

Павлово-Посадские платки

Павлово-посадские набивные, шерстяные и полушерстяные платки,
украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникли в
подмосковном городе Павловский Посад в 1860-80-х гг. Район Павловского
Посада

В орнаменте павловских платков
преобладают пышные цветочные букеты и
гирлянды.

Деревянное кружево
Традиция украшать дома резными
деревянными наличниками и другими
декоративными элементами возникла в
России не на пустом месте. Первоначально
резьба носила культовый характер.
Древние славяне наносили на свое
жилище языческие знаки, призванные
оберегать жилище, обеспечивать
плодородие и защиту от врагов и
природных стихий. Недаром в
стилизованных орнаментах до сих пор
можно угадать знаки, обозначающие
солнце, дождь, женщин, воздевших руки к
небу, животных или причудливое
переплетение растительности. В
дальнейшем, религиозный смысл
деревянной резьбы утрачивался, но
традиция придавать различным
функциональным элементам фасада дома
художественный вид осталась до сих пор.
Практически в каждом селе, деревне или
городе можно встретить удивительные
образцы деревянного кружева.

Резьба по кости

народный
художественный
промысел,
сформировавшийся и
практикуемый в сёлах
Холмогорского района
Архангельской
области. Первые
известные изделий,
относятся к XVII веку.

Тульское оружейное дела.

По указу Петра I в
1712 году в Туле
сооружается первый в
стране
государственный
оружейный завод.
Тула становится
признанным центром
производства оружия
и металлических
изделий.

Тульский самовар

Самовар и Тула неразделимы. В любом
уголке России и далеко за ее пределами
можно встретить тульский самовар.
Всем известно, что самовар - это
устройство для приготовления кипятка.
"Сам варит" - отсюда и слово произошло.
Некоторые исследователи считают,
правда, что произошло оно от татарского
"снабар", в переводе - чайник. Мало
вероятно, очень уж русское слово. И сам
самовар не мог появиться ни в какой
другой стране. Есть в Китае, откуда был
завезен в Россию чай, родственный
прибор, в котором тоже есть труба и
поддувало. Но настоящего самовара нет
больше нигде, хотя бы потому, что в
других странах кипятком сразу заваривают
чай, примерно как кофе.

Каслинское чугунное литье

Плавильный и
сталелитейный завод в
городе Касли, Челябинской
области работает с
середины 18 века. На заводе
изготовляли ограды,
решетки, посуду и даже
мебель. Каслинские
литейщики создавали не
только монументальные
сооружения, но и мелкие
скульптуры, декоративные
предметы. Чугунные
скульптуры получались
изящными: мягко струится
одежда, перекатываются
упругие мышцы – чугун
словно оживает.

Каслинское литье

Предметы каслинского литья- чугунные
ограждения, калитки, решетки, балконы,
статуэтки- создают впечатление хрупких и
ажурных.В то же время они поражают
ощущением долголетия и прочности, если не
сказать вечности.

Каслинцы прославили
на весь мир искусство
превращения мрачного,
тяжелого чугуна в
чудесный материал для
изящной скульптуры,
радующей глаз, ум и
сердце человека.

Заключение.

Народное декоротивно-прикладное
искусство – результат творчества
многих поколений мастеров. И
наша планета похожа на гигантский
фантастический музей Вечности,
главным экспонатом которого
является вдохновение, работа
мастера. Сегодня художественные
изделия, выполненные народными
мастерами из различных
материалов, служат непременной
частью повседневной жизни
человека; они вошли в быт как
необходимые предметы.