Игры, направленные на сплочение группы. Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов "Брать — давать" Упражнение аплодисменты по кругу цель

Екатерина Рыбакова
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Давайте дружить»

Конспект открытого занятия «Давайте дружить» с детьми старшей группы по развитию коммуникативных навыков и доброжелательных взаимоотношений между ними.

Цель: Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки и доброжелательные взаимоотношения детей в группе сверстников.

Задачи:

Развивать умение сочувствовать, придти на помощь через использование литературного произведения;

Формировать адекватные формы поведения с помощью сюжетно-ролевых игр;

Способствовать развитию чувств детей на основе творческого воображения и фантазии посредством художественной деятельности;

Учить навыкам саморасслабления и способам снятия психоэмоционального напряжения.

Материал: мяч, мешочек с предметами, бумага, цветные карандаши, кукла Би-ба-бо с бумажной головой (с одной стороны злое лицо - Злюка-козюка, с другой доброе - Добрюка–веселюка).

Ход занятия:

Педагог-психолог: - Здравствуйте ребята! Я пришла к вам в гости, очень рада вас видеть, меня хорошее настроение, а у вас? Для того, чтобы у вас настроение тоже было прекрасное, я предлагаю вам поиграть в игру «Пожелания». Давайте поиграем и друг другу что-нибудь хорошее пожелаем.

Игра «Пожелание».

Задача: положительный настрой на занятие, создание эмоционального комфорта.

Ход: взрослый бросает мяч ребенку и говорит ему доброе пожелание. Затем дети, продолжая игру, кидают друг другу мячик, и говорят свои добрые пожелания.

Педагог-психолог: - Какие вы все добрые ребята, сколько приятных слов вы сказали друг другу. Я вам хочу поаплодировать и предложить поиграть в игру «Аплодисменты по кругу»

Игра «Аплодисменты по кругу»

Задача: формирование групповой сплоченности.

Ход игры: детям необходимо представить, что чувствует артист после концерта – стоя перед публикой и слушая гром аплодисментов. Дети сидят в кругу, психолог выбирает кого-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком они выбирают следующего, который также получает свою порцию аплодисментов и т. д. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

Педагог-психолог: - Ребята, позвольте мне, пожалуйста, по настоящему почувствовать себя артисткой и прочитать вам стихотворение!

Этюд «Шарик»

Задача: развитие взаимоотношений детей, сочувствия, умения придти на помощь.

Ход: педагог читает стихотворение В. Томилиной «Шарик».

На веревочке у Вари красный шарик с петушком,

Ой, какой красивый шарик! Все мечтают о таком.

Но поднялся ветер вдруг, шарик выхватил из рук,

Улетает красный шарик высоко под облака.

Чуть не плачет наша Варя, очень жаль ей петушка.

Подошла к подружке Таня, стала Варю утешать:

Шарик твой мы не достанем, так давай с моим играть.

Зайчик беленький на нем, будем с ним играть вдвоем!

После чтения дети отвечают на вопросы: Какие чувства переживают девочки? Какие добрые качества у них проявляются? Какие отношения между девочками и т. д. ?

Педагог-психолог: - Ребята, наверное, у вас у каждого есть друг. Правда? Как его зовут? (дети по очереди называют имена своих друзей). Вот как много красивых имен я услышала. Вдруг неожиданно раздается стук в дверь и появляется Злюка-козюка (кукла Би-ба-бо, в руках у нее мешочек).

Злюка-козюка: - Здравствуйте, я Злюка-козюка, не ждали, а я пришла! Это про каких таких друзей вы тут речь ведете? (дети пытаются рассказать о своих друзьях) А ну, молчать, и не правда, все вранье, не существует никаких друзей!

Педагог-психолог: - Да почему же не существует, и у меня и у ребят много друзей.

Злюка-козюка: - Да что вы мне тут все придумываете, у меня их нет, никто со мной в моем лесу не водится, не разговаривает, не играет и тем более не дружит!

Педагог-психолог: - А это наверное потому, что ты много на всех злишься и сама не хочешь ни с кем играть, правда, ребята? А что это у тебя за мешочек такой, что в нем лежит, давай посмотрим! (Злюка-козюка открывает мешочек, и педагог предлагает детям помочь гостье и вынуть из него каждому по одному предмету). Смотрите дети, какие интересные вещицы, давайте с ними поиграем и пригласим Злюку-козюку с нами поиграть в игру «Ласковые лапки».

Игра: «Ласковые лапки» (авт. Шевцова И. В.)

Задача: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

Ход: педагог подбирает 5-6 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Педагог-психолог: - Молодцы ребята, вы здорово играли, угадали все предметы!

Злюка-козюка: - А я не угадала, вот обижусь на вас и уйду в лес.

Педагог-психолог: - Нельзя обижаться, надо уметь с достоинством проигрывать. Сейчас не получилось отгадать, в следующий раз ты будешь более внимательной, и у тебя обязательно все получится. Я предлагаю тебе еще раз сыграть с нами, но уже в другую игру, подвижную и веселую «Шел король по лесу»

Игра «Шел король по лесу»

Задача: проявление симпатии, снятие напряжения, невротических состояний.

Ход: дети приглашают Злюку-козюку с ними поиграть, все встают в круг, выбирают водящего «короля», он встает в центр. По команде педагога круг и «король» идут в разные стороны и начинают петь:

Шел король по лесу (3 раза); нашел себе принцессу (3 раза);

И ручками похлопаем (3 раза); И ножками потопаем (3 раза);

Давай с тобой покружимся (3 раза); И мы с тобой подружимся (3 раза);

Затем «королем» становится выбранный ребенок, дети начинают все заново.

Педагог-психолог: - Ну а теперь, что скажешь Злюка-козюка? Понравилось тебе играть с нами? Смотрите, ребята, она сама на себя стала не похожа! (Злюка-казюка по определению детей стала похожа на Добрюку-веселюку. Она с радостью приняла свое новое имя, сказала, что ей понравилось играть с детьми и что она хочет с ними дружить).

Добрюка-Веселюка: - Да, ребята, у вас очень весело, вы все такие добрые, весёлые, дружные. Но мне пора возвращаться в свой лес, где мне так одиноко.

Педагог-психолог: - Не расстраивайся, Добрюка–веселюка, мы с ребятами сейчас что-нибудь придумаем. Возвращайся в свой лес и не переживай (уходит). Видите, ребята, и Добрюка-веселюка поверила в дружбу и подобрела, давайте подумаем, как мы можем помочь нашей гостье? Что можем сделать, чтобы ей не было скучно и грустно у себя в лесу? (педагог выслушивает предложения детей, предлагает нарисовать подарки для нее). Ребята давайте нарисуем то, что каждый из вас хотел бы подарить, а потом по почте отошлем рисунки Добрюке-веселюке, пусть она знает, что у нее тоже есть друзья, которые могут ее порадовать. Но прежде чем приступить к рисованию я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в спокойную игру, чтобы набраться новых сил.

Упражнение на расслабление мышц шеи и рук:

«Любопытная Варвара». Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, потом вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

А теперь посмотрим вниз, мышцы шеи напряглись,

Возвращается обратно – расслабление приятно.

Педагог-психолог: - А теперь ребята, предлагаю вам сесть за столы и начать рисовать (дети рисуют).

Рефлексия

Педагог-психолог: - Понравилось ли вам занятие? Чем бы вы хотели еще позаниматься, когда я приду к вам в следующий раз? Спасибо, ребята, за внимание! До новых встреч.

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

  • Организация условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыков взаимоподдержки;
  • Развитие навыков самоанализа и преодоления психологических барьеров;
  • Помощь в осознании личностных ресурсов педагогов.

Время проведения: 2–3 часа

Ход занятия

Музыкальный настрой. Видеоряд “Виды природы”.

Этап 1. Разминка

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

Игра “Поменяйтесь местами те, кто….” (цель: снятие накопившегося напряжения; сплочение членов группы)
Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего – занять чье-то место.
Упражнение “Я люблю, и я не люблю” (цель: телесная самопрезентация)
Каждый должен встать и пантомимой показать, что он любит, и что он не любит. Повторяться нельзя.

Презентация “Если вы никак не можете себя заставить работать...” (вцель: включение в работу, переход к основной части занятия) (Приложение 1)

Этап 2.Оновной

Цель: развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров осознание и принятие своих чувств.

Упражнение “Свобода – долг – власть – ответственность” (цель: изучение и осознание собственных взглядов)

I ЧАСТЬ – педагогам предлагается изобразить на листе бумаги метафорично четыре понятия: “свобода”, “долг”, “власть”, “ответственность””.
II ЧАСТЬ – Объединившись в пары или в общем круге, обсудить полученный результат с психологической точки зрения. Задача: прояснить значение этих метафор в жизни человека.

“Как (что) это в твоей жизни?”, “Помогает тебе это или мешает?”.

Необходимо обратить внимание на размеры и расположение рисунков, вложенный смысл.

ДОЛГ ни с чем здоровым, как правило, у нас не ассоциируется. Для того, чтобы более оптимистично относиться к своим “долженствованиям”, важно перевести их в желания:

“Я должна хорошо работать!” -> “Я хочу хорошо работать, т.к. это соответствует ценностям моей личности!” и т.п.
“Что из долга является нашей правдой, а что нам навязывается?”, “Кем это навязывается?”

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и ДОЛГ часто “сливаются” в нашем сознании. Многих из нас, спасибо нашим родителям, с детства приучили быть ответственными за что-то. Но, как и в любом деле, необходимо чувство меры, чтобы не происходило дисгармоний в отношении воспитания ответственности наших детей. Необходимо четко научиться разграничивать, где чья ответственность.

Кто, кроме меня? Беря все в свои руки, мы посягаем на ответственность других. То есть, чем больше ответственности мы берем за человека (за своего ребенка, супруга, коллегу и т.д.), тем меньше этой ответственности у этого человека остается. Тем самым мы инфантилизируем этого человека и перегружаем себя. И не нужно потом удивляться тому, что нам так тяжело живется, а остальным в нашем окружении ни до чего нет дела!

Задача: Если у командира роты 100% ответственности, сколько % ответственности у каждого солдата? (ответы родителей)

Ответ : у солдата тоже 100% ответственности – 100% солдатской ответственности.

У каждого из нас 100% ответственности: дочерней, родительской, профессиональной.
Не надо брать всю ответственность, нужно взять только свою!
Ответственность – это ответ за наши ценности, за наши поступки, за нашу жизнь, и т.д.
Что для вас свобода?

СВОБОДА – в психологическом смысле более сложное понятие, нежели обыденное.

“Свобода к …” (к действиям, к творчеству и т.п.) – более взрослая; “Свобода от …” – более детская (запереться, объесться, оторваться и т.п.).
А много ли свободы нам надо?
Те, кому предоставляется много свободы, тяготятся ею, становятся более тревожными.

ВЛАСТЬ – это то, что над нами, подавляющее (нас так воспитывают).

А для чего нам нужна власть?
Нас нигде не учат, что нужно делать со своей властью, для чего она нам нужна.
У власти есть два важных положительных момента:

1) власть – это возможность сделать все по-своему, построить мир так, как хочешь, в соответствии со своими ценностями (например, воспитать собственного ребенка так, как считаешь нужным);

2) власть – это возможность защитить себя.

Властью не наделяют, ее берут. Идет борьба за власть и отстаивание власти.

Упражнение. “Хочу – не хочу, но делаю... ” (цель: преодоление психологических барьеров, осознание и принятие своих чувств)

Участникам предлагается на отдельных листах написать:

  • Три вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.), которые вам хотелось бы делать чаще.
  • Три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать.
  • Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете слишком много второго.
  • По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.
  • “Если есть желание, есть тысяча возможностей! Если нет желания, есть тысяча причин!”

Психотерапевтическая сказка “Коряга” (цель: коррекция самопринятия педагогов, осознание жизненного предназначения).

Инструкция: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свое окончание.

Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей.

Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая – ни красоты, ни проку … Как ей было обидно!

(Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как сравнение идет себя с другими; она страдает от этого; Коряге некому помочь принять свою уникальность)

Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику.

“Счастливчики... ”, – думала Коряга, завидуя этим деревьям, – “Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании...”.

(Метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд)

Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут... Но, не смотря на это, она была счастлива!

(Метафора: метафора “нужности”, которая заключаетсяв том, что иногда, из желания быть нужным, мытолкаем себя “на самоубийство”, мы“сгораем”)

В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств …

(Бессознательные процессы)

В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась!

О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю... , но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза).

(Метафорический кризис: шанс изменить жизнь)

Она упала в море.

“Что это? Куда я попала? Что со мной будет?” – думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью... Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец...

Но вот шторм начал потихоньку стихать … на небе показалось солнышко... Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны... Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу … Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого с кем можно было бы ее сравнивать... Здесь она была одна такая..., единственная... И на душе у нее стало радостно и спокойно (Пауза)

(Метафора: Вода и шторм – метафорические символыдуши и кризиса. Когда человек меняет свою жизнь, он попадает в кризис; т.е. ему представляется возможность пережить это как шанс поменять свое мироощущение. Кризис меняет человека. Шторм поменял самоощущение Коряги, погрузил ее в себя, в свою психику, и ей сталоспокойнее – именно кризис принес оздоровление. Чем больше мыв своей жизни переживаем этих бурь, тем меньше у нас становится тревожных ожиданий, тем “здоровее”, сильнее мыстановимся. Происходят видоизменения в душе, осознание себя в новом качестве.)

Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность – так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики …

(Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность Коряги заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна.)

Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: “Это просто чудо! Настоящее чудо!”. На нее никто не смотрел с такой любовью..., (Пауза) ...и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес..., (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза).

Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком.

(Метафора: признание индивидуальности; придача “товарного вида”)

Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью... (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью “Дар моря” и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы.

“Сколько бедствий я перенесла, – думала Коряга, – и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно”.

(Метафора: торжество)

Анализ впечатлений. Комментарии психолога относительно метафоричного смысла сказки.

Обсуждение в круге: Какой сюжет вызвал наибольший отклик в вашей душе? Какую вы придумали концовку? Почему именно такую?

Ведущий: “Это история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас самопринятию. Хотя, имеет ли смысл конец сказки?”

Упражнение “Настоящая женщина (настоящий мужчина) – это …” (цель: коррекция самопринятия)

Необходимо выбрать 10 критериев настоящей женщины (настоящего мужчины). Группа называет, а каждый член группы записывает только те, которые к нему относятся. Они выписываются на листочке слева. Далее группа делится на пары, где друг с другом меняются записями и оценивают выраженность этих качеств по 10-балльной шкале. Потом можно поменять партнера и проделать ту же самую процедуру. При оценивании друг друга участники аргументируют свое решение.

В конце упражнения рефлексия:

  • чувства;
  • возникали ли несовпадения мнений.

Упражнение “Брать – давать” (цель: анализ энергетического баланса в жизни)

Все члены группы выкладывают на свой стул всю мелочь из своего кошелька. Считают, какая сумма у них была изначально.

1 этап – Все члены группы ходят по кругу и раздают свои деньги другим членам группы.

Обсуждение:

– Сколько денег было и сколько стало?
– Что чувствуем при этом?
– Как это соотносится с реальной жизнью? (сколько отдаешь энергии и кому, и сколько принимаешь)

2 этап – То же самое, но деньги забираем .

Обсуждение.
Самое лучшее, когда наблюдается баланс между тем, сколько было изначально и сколько оказалось в конце – между тем, что отдаем и тем, что берем.
В конце упражнения каждый забирает деньги со своего стула к себе в кошелек.

Этап 3. Заключение

Цель: сплочение коллектива, формирование доверия, осознание личностных ресурсов.

Упражнение “Похвали себя” (цель: овышение самооценки)

Каждому участнику (в порядке личной инициативы) нужно выйти в центр круга и хвалить себя не менее 1 минуты. А остальные слушают и отмечают “точки роста”.

А все ли знают, что значит хвалиться? Это преувеличение своих достоинств и способностей, достижение, а не хвала своими детьми, мужем и т.п.

Группа решает, по какой системе оценивания будет оценено каждое выступление (с аргументацией ответа). Отмечается общение глаза в глаза, умение говорить без остановки в течение 1?; не соскакивание на “Я люблю …”, уверенность в голосе, аргументация.

Упражнение “Посудомоечная машина” (цель: сплочение группы через телесный контакт)

Участники делятся на две группы и встают в две шеренги напротив. Выходит человек и говорит, какая он посуда и как он хочет, чтобы его помыли. Затем он проходит через “посудомоечную машину”, где все его гладят, массируют, “трут” и т.п. именно так, как он пожелал. Последние два человека в шеренгах играют роль сушки – они его бережно обнимают. Человек, прошедший через “посудомоечную машину”, становится “сушкой”.

Таким образом, через эту процедуру проходит каждый участник тренинга. В конце ведущий спрашивает, как себя чувствует этот человек.

Видеоряд “Желаю тебе сил для всех жизненных дел” (цель: создание позитивного настроя) (Приложение 2)

Упражнение “Аплодисменты” (цель: повышение самооценки, сплочение педагогов)

(В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний участник получает аплодисменты всей группы.)

Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас сложилась очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Рефлексия

(цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе).

Использованная литература:

  1. Млодик И.Ю. Материал с курсов по детской психотерапии “Детская комната”.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.

Цель: переживание чувства радости, сплочение группы, создание атмосферы принятия.

Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнёра. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

* Важно услышать овации не только ушами, но и почувствовать их всей душой.

7. Задание «Птица счастья».

Цель: формировать способность к сотрудничеству, провести диагностику стиля взаимодействия взрослого и ребёнка.

Ведущий: Сегодня вам предстоит создать птицу счастья. В сказке М. Метерлинка птица счастья была синей. Но можно представить свою собственную птицу самой необычной раскраски. Каждая семейная пара должна создать одну птицу их нескольких элементов – туловища, головы, крыльев и хвоста. Участники придумывают историю о своей птице, объяснение окраски ее «оперения».

Ведущий: Пусть эта птица радует вас и вселяет уверенность, что счастью обязательно будет жить в ваших семьях.

8. Ритуал прощания.

9. Домашнее задание.

При помощи мимики и жестов показать каждое слово в известном стихотворении.

Занятие № 3 «Загадочный лес».

Цель: улучшение взаимоотношений взрослых и детей, раскрытие мира эмоций и способов их выражения.

1. Приветствие «Рукопожатие по кругу».

Цель: снятие напряжения.

Инструкция: надо поздороваться по ходу часовой стрелки. Не спешить, установить контакт глазами с тем, кого приветствуете.

Ведущий: Сегодня мы приплыли на волшебную землю чудес, в Загадочный лес, где нас ждут необычные приключения, где мы сможем читать мысли на расстоянии и выучить много разных игр.

2. Разминка «Молекулы».

Цель: Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Ведущий: Представим себе, что все мы – атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все сейчас начнём быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы – по три атома в каждой.

Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями.

3. Упражнение «Цепочка».

Цель: установление контакта между участниками группы.

Инструкция: Выходим на берег. Нужно пройти в центр материка в загадочный лес, где происходят чудеса. Но для этого надо крепко взяться за руки, выстроиться в цепочку, идти тихо, слушая ведущего и повторяя все его действия. Иначе вы можете утонуть в болоте или попасть в лапы хищника (ведущий «прокладывает» путь через разные препятствия). Садимся.

* Препятствиями могут быть разнообразные предметы: игрушки, стулья, скамейки, подушки.

4. Упражнение «Пантомима».

Цель: закрепление невербальных способов общения.

Ведущий: Покажите, что еще вы встретили на своем пути?

Психолог шепчет на ушко, а ребёнок показывает (самолёт, телефон, цветок, мяч, колокольчик, утюг, шлагбаум, стиральная машина). Остальные отгадывают.

5. Проверка домашнего занятия.

Упражнение «Немой театр»

Цель: создание условий для проявления волевых качеств, самоконтроля; обработка невербальных способов общения, проверка домашнего задания

Ведущий: Покажите выученное стихотворение без слов.

Рефлексия.

6. Упражнение «Оркестр».

Цель: эмоциональное и телесное сближение родителей и детей.

Ведущий: Вы видите необычный оркестр. Родитель «играет» на своем ребёнке, а ребёнок изображает звуки инструмента. Остальные отгадывают. Работает занавес.

* Можно «обменяться» детьми.

7. Рефлексия занятия.

8. Ритуал прощания.

9. Домашнее задание: нарисовать очень страшную маску, принести фотографии детей.

Занятие № 4-5 «Пещера страхов».

Цель: формирование умения вербально выражать свои чувства, психокоррекционное воздействие на различные виды страхов.

1. Приветствие.

Ведущий: Мы уже здоровались руками, устанавливали контакт глазами, а сегодня поздороваемся необычным способом: спинами, плечами, коленями.

Упражнение привносит в начало занятия веселье и раскрепощает участников.

Ведущий: Сегодня с нашим кораблём случилось страшное – наш корабль сбился с курса и нам предстоят тяжелые испытания.

2. Разминка «Маленькое приведение».

Ведущий: Представьте себе, что вы маленькие и большие приведения. Вам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками такое движение (поднять согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «у». Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить.

3. Упражнение «Маски» (домашнее задание).

Ведущий: Мы видим страшных чудовищ (нарисованные дома маски). Они пугают родителей и детей. Что сделаем мы?

1. Мы пугаем маску.

2. Мы смеёмся над ней.

5. Мы похвалим ее.

Страшных чудовищ мы победили. Ура!

4. Рассказывание сказки.

Сказка Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Про Чебурашку» (страх темноты).

Цель: расширение представлений ребёнка о героях сказки, связать новый опыт с реальной жизнью.

* После рассказывания сказки ведущий спрашивает, хотят ли они этому научиться? Помочь герою сказки. Как?

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

5. Игра «Кораблик».

Цель: снятие страхов, повышение уверенности в себе.

Инструкция: необходимо небольшое одеяло – это корабль. Участники группы – матросы. Один ребёнок- капитан. Капитан любит свой корабль и верит в матросов. Задача капитана – быть в центре корабля; в момент сильной качки он должен дать матросам команду: «Бросить якорь!», или «Стоп, машина!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего: «Буря!» - качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается, капитану все жмут руки и хвалят его.

* В роли капитана должны побывать все дети.

Большая психологическая игра:

"Рисунок города"

Цели:

    Развитие творческих способностей;

    Формирование коммуникативных навыков;

    Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

Материал:

    бумага, ватман;

    линейка, ластик;

    фломастеры, карандаши, краски, кисти.

Ход занятия:

    Упражнение «Ритуал приветствия» (5-8 мин.);

    Разминка «Пожелание», «Комплимент»,

«Дружба начинается с улыбки…» (5-8 мин.);

    Упражнение «Рисунок города» (20-25 мин.);

    Упражнение «Аплодисменты по кругу» (3-5 мин.);

    Упражнение «Ритуал прощания» (4-7 мин.).

Игра рассчитана на 3 дня с использованием заготовок сводов моста на третьем занятии.

ДЕНЬ 1

    Упражнение «Ритуал приветствия».

Цель:

Ритуал приветствия вырабатывается всей группой. Ведущий предлагает детям занять места на, предварительно расставленных кругом, стульях.

Психолог:

Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть. И сейчас я хочу предложить вам ребята, чтобы вы придумали смешное приветствие в виде рукопожатия, которое мы будем использовать с вами в ближайшее время. Ведь это рукопожатие будет отличием нашей группы.

Сначала выберите себе партнера. Вам предоставляется три минуты , чтобы изобрести, как можно более необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы все легко могли его запомнить, но при этом достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом. Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. И мы выберем то рукопожатие, которое мы будем с вами использовать на следующей встрече.

    Разминка « Пожелания».

Цель: раскрепощение, повышение доверия и взаимной симпатии, начало сплочения группы.

Участникам предлагается по кругу пожелать сидящему слева соседу что-то хорошее от всего сердца - так, чтобы человек поверил в искренность пожелания. Затем идет:

Обсуждение: кто что почувствовал, дети высказываются.

    Упражнение «Рисунок города».

Цель:

Психолог:

А сейчас ребята, я вам предложу заняться вот каким заданием. Вы должны на ватмане нарисовать город, у каждого из вас будет свой дом. Предварительно вы решите и договоритесь, в каком стиле будет ваш город: деревня, мегаполис(очень крупный город), и т.д. . Если вам понятно задание, можете приступать.

4. Упражнение «Аплодисменты оп кругу».

Цель: эмоциональная разрядка в конце тренингового занятия, переживание чувства радости.

Психолог:

Мы отлично поработали сегодня. У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Я начинаю тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из вас ребята. Затем этот участник присоединяется к моим аплодисментам и выбирает из группы следующего, кому мы аплодируем вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику мы дружно аплодируем уже все вместе!!

Таким образом, каждому ребенку предлагается по очереди вступить в общие аплодисменты.

    Упражнение «Ритуал прощания».

Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.

Психолог:

Вот и подошло наше занятие к концу и сейчас мы с Вами совершим один очень интересный ритуал, и это будет наш с вами «Ритуал прощания», который символизирует конец нашей с вами встречи, но это вовсе не означает, что мы не встретимся вновь!!

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу, приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо …(имя участника), до свидания».

ДЕНЬ 2

    Упражнение «Ритуал приветствия».

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми.

    Разминка « Комплименты».

Цель:

Дети, сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу слева, ребенок говорит ему несколько добрых слов, может за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент дальше своему соседу, который находится так же слева от него и так пока не будут сказаны комплименты по кругу всем.

Важно! Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не надо ждать, когда загрустит его сосед, пусть комплимент скажет психолог сам.

    Упражнение «Рисунок города».

Цель: развитие творческих способностей, формирование коммуникативных навыков и умения работать в группе.

Во второй день участники заполняют оставшееся место между домами: рисуют парк, аллеи, фонтаны, театр и т.д., т.е. то что посчитают необходимым.

Идет процесс работы, дети рисуют.

    Упражнение «Аплодисменты оп кругу».

    Упражнение «Ритуал прощания».

ДЕНЬ 3

    Упражнение «Ритуал приветствия».

Стулья стоят по кругу. Дети начинают приветствовать друг друга, так как они решили в первый день занятий. (см. день 1, пункт 1.)

    Упражнение «Дружба начинается с улыбки...»

Цель: раскрепощение, повышение доверия и взаимной симпатии.

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу слева в глаза и дарят ему, молча самую добрую, какая есть, улыбку. Ребенок, получивший улыбку, продолжает и так по очереди, слева на право до первого участника.

    Упражнение «Рисунок города».

Цель: развитие творческих способностей, формирование коммуникативных навыков и умения работать в группе.

На третий день занятий. Психолог, предварительно закрасив синим цветом, пространство между домами, предлагает детям « ситуацию потопа» , и объясняет им задачу. Участники должны наладить отношения со своими соседями: предварительно договорившись с соседями построить мосты. Необходимо построить мосты ко всем домам.

Идет процесс работы, дети рисуют.

В конце 3-го дня, после завершения процесса рисования, подводятся итоги. Психолог предлагает школьникам обсудить их результат, сам процесс их творчества - "Рисунок города" , они могут высказать свои мысли, впечатления, ощущения от проделанной работы и результата их совместной деятельности, а также своей работы лично. Что им понравилось, а что нет.

Психолог получает обратную связь от детей.

    Упражнение «Аплодисменты оп кругу».

Это упражнение проводится так же как и в первый день тренинга. (см. день 1, пункт 4.)

    Упражнение «Ритуал прощания».

Это упражнение проводится так же как и в первый день тренинга. (см. день 1, пункт 5.)

Итоговые слова психолога: Я благодарю вас за участие в занятии, давайте все вместе скажем, друг другу «СПАСИБО» и поаплодируем себе Наше занятие окончено. До свидания. До новых встреч!!!

Игра «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик» , преодолевая различные препятствия.

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: сплочение группы.

Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост» . Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

Игра «Жучок»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с

Методы обучения конструктивному разрешению конфликтов

раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:

  1. лидер;
  2. товарищ лидера («прихвостень» ) ;
  3. неприсоединившийся оппозиционер;
  4. покорный конформист («баран» ) ;
  5. «козел отпущения» .

Игра «Объятия»

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева» . Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.

Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого

маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.

Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.

После игры задаются вопросы:

Понравилась ли тебе игра?

Почему хорошо обнимать других детей?

Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?

Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

Игра «Аплодисменты по кругу»

Цель: формирование групповой сплоченности.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

Групповые правила поведения:

  • Делись с другом. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее;
  • Помогай другу. Если умеешь что-то делать сам – научи и его. Если друг попал в беду – помоги ему, чем можешь;
  • Останови друга, если он делает что-то плохое. Если друг не прав, скажи ему об этом;
  • Не ссорься, не спорь, играй дружно;
  • Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других;
  • Не завидуй – радуйся удачам и успехам друга вместе с ним;
  • Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку;
  • Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с другом, умей договориться;
  • В игре соблюдай правила, старайся выигрывать честно;
  • Не смейся над другом, если он попал в беду.